Джозеф Варади считает, что истерия вокруг коронавируса преувеличена, однако Wizz Air находится в более выгодном положении, чем другие авиаперевозчики.
Венгерский лоукостер Wizz Air способен остановить полеты на период вплоть до трех лет и не обанкротиться.
Об этом в интервью венгерскому изданию Index рассказал исполнительный директор авиакомпании Джозеф Варади.
По словам Варади, воздействие коронавируса на авиацию будет сильным в первые шесть месяцев, в Европе и Северной Америке пандемия должна закончиться к концу апреля этого года, а к лету ситуация должна вернуться к норме. Однако нельзя исключать того, что темпы восстановления рынка для отдельных регионов и авиакомпаний будут разными.
По словам Варади, проблему усугубляет то, что каждая страна принимает разные решения по одной и той же проблеме, но не согласовывает их на межгосударственном уровне. Хаотичное принятие решений вызывает панику и неуверенность среди потребителей. В марте рынок авиаперевозок сократился на 20-25%, а в апреле падение может быть еще более серьезным. Однако в авиакомпании прогнозируют, что в мае ситуация нормализуется и спрос восстановится до июня.
Что касается запаса прочности, то, по словам Варади, Wizz Air имеет финансовый запас в 1,5 млрд евро, что делает ее устойчивой к подобным кризисам.
"Согласно отраслевым исследованиям, Wiz Air является одной из самых сильных авиакомпаний в мире с точки зрения ликвидности и платежеспособности. Так что, если этот кризис действительно причинит ущерб, он причинит его другим больше, чем нам. Если бы мы не летали ни одним рейсом, мы бы все равно смогли содержать себя около трех лет", - отметил СЕО компании.
У конкурирующих авиакомпаний средств хватит только на 1-2 месяца без полетов, говорит он. Вот почему многие перевозчики уже пытаются получить кредиты на рынке, договариваясь о финансовой помощи с правительствами - иначе они не смогут выжить. Глава Wizz Air отмечает, что даже если авиакомпании получат помощь, их видение развития кардинально изменится, поскольку в какой-то момент займы придется погашать, и компании будут пересматривать свои модели развития. Варади ожидает, что более слабые авиакомпании исчезнут или продолжат ослабевать, в то время как более сильные авиакомпании после кризиса смогут оказаться в гораздо лучшем положении на рынке.
Wizz Air не намерена обращаться за государственной помощью к венгерскому правительству, заверяет Варади.
Что касается займов со стороны банков, в настоящее время затраты на привлечение капитала намного выше, чем раньше, и банки не хотят занимать деньги проблемным авиакомпаниям, поэтому в настоящее время сложно предсказать, что будет с этими перевозчиками. Вмешаться в их судьбу могут только государства, констатирует СЕО венгерского лоукостера.
Упомянул Варади и ситуацию с Boeing 737 MAX. По его словам, Wizz Air, чей флот, в отличие от многих лоукостеров-конкурентов, состоит из Airbus, оказался в выгодном положении, однако компания заинтересована в сильной позиции Boeing для восстановления конкуренции с Airbus. А поскольку лоукостер ожидает роста спроса на свои услуги после окончания кризиса, компания намерена ускорить поставку нового флота.
"Задержка поставок или отмена заказов самолетов сейчас происходит во всей отрасли. Мы сделаем наоборот: мы планируем ввести во флот новые машины раньше, чем планировалось. Нынешняя ситуация является преимуществом, и мы рассматриваем это как возможность для роста", - отметил Варади.
Как известно, проблемы из-за ограничений, наложенных в вязи с распространением COVID-19, испытывает большинство европейских авиаперевозчиков, некоторые вынуждены приземлить значительную часть флота (Lufthansa, Air France - KLM, Ryanair, EasyJet), а наиболее неустойчивые находятся на грани банкротства (Norwegian Air, SAS) или уже обанкротились (Flybe).