Вместе с тем широкому распространению у нас таких компаний могут помешать определенные негативные факторы. Во-первых, сильное лобби авиакомпаний, работающих на условиях нормальной ценовой политики. Во-вторых, отсутствие полноценного перехода Украины на e-ticketing – систему применения электронных билетов (см. «СЕЙЧАС», «Билетооборотом по расточительности»). Ведь подавляющее число лоу-костов работают только с ними, экономя таким образом на оказываемых услугах за счет снижения себестоимости билетов. Кроме того, камнем преткновения на пути иностранных компаний-дискаунтеров к украинскому рынку авиаперевозок может стать отсутствие безвизовых договоренностей со странами, пользующимися наибольшим спросом у потребителей. В то же время именно такие режимы способны обеспечить высокий поток пассажиров.
Как правило, лоу-косты экономят на всем. Заказав перелет у такой компании, не стоит ждать услуг экстра-класса. Главный принцип работы авиакомпаний-дискаунтеров - строжайшая экономия на привычном для авиапассажиров комфорте. То есть, выигрывая в цене, путешествующий должен быть готов к тому, что привычный для него в обычных случаях сервис на борту самолетов компаний–дискаунтеров может предоставляться только за отдельную плату. В частности, данное утверждение касается питания на борту. Помимо этого, минусом для полетов лайнерами таких компаний является неудобное расписание рейсов. К тому же многие авиакомпании–дискаунтеры не предоставляют возможности вернуть приобретенный билет. И с этим в случае прихода в Украину лоу-костов, судя по всему, придется смириться соотечественникам. Ведь, в соответствии с Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа, билеты, купленные по специальному тарифу, могут не подлежать возврату. То есть обороты компаний зачастую наращиваются не за счет прибыли от уровня сервиса, а за счет количества перевозимых пассажиров. Так, самолет любой из таких авиакомпаний делает по нескольку рейсов за день по одному и тому же направлению. И это, в принципе, - плюс для пассажиров, которым не нужно подстраиваться под рейс, являющийся единственным в неделю у обычных перевозчиков.
Ежегодно к услугам лоу-костов прибегает до 200 млн. человек. Всего же на сегодняшний день в мире существует более 60 авиакомпаний-дискаунтеров
Есть и еще одно неудобство, к которому следует быть готовым пассажирам, намеренным обратиться к услугам лоу-костов. Речь идет о том, что такие компании жестко ограничивают размер и вес багажа и ручной клади. Причем самолеты дискаунтеров почти всегда набиты «под завязку». Иначе окупить рейс будет практически невозможно. К тому же все лоу-косты используют самолеты высокой вместительности, способные разместить на своем борту одновременно свыше 100 человек. Однако лететь в шумной компании большого количества пассажиров все же выгоднее для путешествующих, чем обращаться к услугам обычных компаний. Ведь, как уже указывалось, цены на перевозки у авиакомпаний-дискаунтеров в десять и больше раз ниже, чем у привычных для нас авиаперевозчиков.
Тем не менее, несмотря на большое количество негативных моментов, число лоу-костов постоянно и беспрерывно растет, в частности в Европе. При этом только за прошлый год процент роста пассажирооборота у дискаунтеров вдвое превысил оборот обычных авиакомпаний: 55% против 25%. Причина этого проста – европейские пассажиры, среди которых много представителей среднего класса, готовы жертвовать собственным комфортом в угоду реальной экономии средств. Ведь, например, в ирландской малобюджетной компании Ryanair средняя стоимость билета на рейс составила в прошлом году всего EUR48. К тому же нельзя игнорировать тот факт, что ежегодно к услугам лоу-костов прибегает до 200 млн. человек. Всего же на сегодняшний день в мире существует более 60 авиакомпаний-дискаунтеров.
Возможный приход на рынок Украины авиакомпаний-дискаунтеров предоставит путешествующим выбор. Они смогут решать – не экономить на комфорте, но платить больше, или экономить на всем, но при этом платить за перелет весьма символическую сумму. Ведь стоимость перелета у лоу-костов всегда как минимум в десять раз дешевле, чем у привычных для наших соотечественников авиакомпаний. Хотя у всего есть свои недостатки. Обращаясь к услугам малобюджетных авиакомпаний, всегда стоит быть готовым к тому, что билет придется приобретать только в электронном виде через Интернет, и вернуть его вряд ли удастся. Помимо того что расписание рейсов у дискаунтеров достаточно неудобное, все привычные на борту самолета услуги (к примеру, питание) будут предоставляться только за отдельную плату.
Мирослава ВОРОНЦОВА
Источник: times.liga.net