18.05.07 
П.В.БалабуевП.В.БалабуевВедущий конструктор АНТК им. Антонова Виктор Онисенко:
Петра Васильевича я знаю с 1954 года, с момента, когда он пришел с Харьковского авиационного института. В то время конструкторское бюро имени Антонова получило задание создать первый военно-транспортный самолет. Это была хорошая школа начинающему инженеру для проявления всех своих способностей. Петр Васильевич и вся его группа, около 22 выпускников, очень активно включились в создание этого самолета. Он сразу проявил себя не просто как хороший специалист, а и как человек, обладающий даром организатора.

Вся его последующая деятельность была связана с активной гражданской работой. Он никогда не понимал, как можно не в полную силу работать. И когда Олег Антонов уже был в преклонном возрасте, он оценил школу Петра Васильевича как организатора и назначил его в 1971 году своим заместителем. А когда Олег Константинович ушел, Петр Васильевич занял его место генерального конструктора.

Как руководитель, он был очень жестким и требовательным. Это формировало дисциплину. Если сотрудник, партнер или компаньон не выполнял задачу, он очень жестко требовал решения. Но как человек он был просто великолепным. Никогда не отказывал людям, всегда старался помочь в лечении, операциях, в приобретении дорогостоящих лекарств...

Вместе с тем он умел находить общий язык с крупными государственными деятелями. Он никогда не стеснялся, а всегда смело выступал, особенно когда был убежден в правоте и необходимости решения своей идеи. Например, он убедил Горбачева в том, что конструкторские бюро должны иметь деньги и уметь зарабатывать для того, чтобы создавать новую технику. В то время Аэрофлот был монополистом и никому денег не давал, ВВС тоже не особенно хотели. Петр Васильевич доказал Горбачеву и Рыжкову, что нужно отходить от этого шаблона, а если Аэрофлот хочет конкурировать, пускай зарабатывает. То есть он был современным руководителем и понимал, что зацикливаться на какой-то творческой идее без ее развития опасно. Впрочем, и у Антонова такой же стиль был.

Они никогда не были противниками социалистического развития общества, но они были просто теми, кто считал, что застой в социалистическом обществе вреден и может быть разрушительным. Со временем творческий процесс в авиастроении сильно видоизменился. Если вначале главную роль играла одна личность — главный конструктор, то в современном положении роль генерального конструктора состоит в том, чтобы организовать практически всю отрасль промышленности на решение задачи.

Сегодня самолеты настолько усложнились, что главный конструктор не может заниматься детально каждой машиной. В этой ситуации Петр Васильевич проявил великолепные качества творца современной авиационной техники.

Ему надо отдать должное и за то, что в сложных условиях, при отсутствии бюджетных средств, он сумел не только не сократить, но и развить деятельность и сохранить конструкторское бюро. Он был достаточно современным руководителем и понимал, что рынок сегодня определяет главное и стремиться надо не просто войти в рынок, а нужно зарабатывать на рынке.

Он организовал великолепную авиационную компанию, использовав опытные самолеты для перевозки крупногабаритных грузов, и стал зарабатывать деньги, которые шли на оснащение, новую компьютерную технику и разработку новых самолетов. Это — человек-легенда.

Источник: www.ugmk.info