07.06.2019 г. во время выполнения полета произошла посадка самолета Ан-2 UR-KAU на воду. В результате посадки самолет получил незначительные повреждения. Экипаж самолета в составе 3 человек получил телесные повреждения.
Национальное бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами опубликовало окончательный отчет по расследованию серьезного инцидента.
Согласно отчету, после длительного хранения самолета были выполнены работы согласно Руководству технической эксплуатации самолета Ан-2. Работы по техническому обслуживанию проводил персонал, имеющий действующие свидетельства и допущенный к выполнению этих работ. Для проверки работоспособности систем самолета было необходимо было провести контрольный облет.
Была подана заявка на 07.06.2019 для выполнения учебно-тренировочных полетов на самолете Ан-2 UR-KAU. Хотя на самом деле выполнялся облет самолета. Облет проводился экипажем в составе командира воздушного судна, второго пилота и инспектирующих.
В 14:53 был осуществлен взлет самолета с курсом 1020. Выполнял полет КВС по кругу в зоне ЗПМ «Чайка». Экипаж проверил работу двигателя и систем. Замечаний по работе двигателя и систем не было. Самолет набрал высоту 400 метров и вышел в район зоны № 1 ЗПМ «Чайка», и над лесным массивом произошло падение мощности двигателя. КВС принял решение выполнить посадку самолета на воду (пруд). Во время посадки на озеро самолет перевернулся (скапотировал).
Самолет оказался в перевернутом состоянии (на верхнем крыле) посередине пруда на расстоянии примерно 150-170 метров от берега на глубине примерно 1.7 метра.
Экспертами был проведен анализ топлива.
Бензин А-95 по паспортным данным отличался от того, характеристики которого приведены в действующий эксплуатационной документации.
Паспортные данные заправленного бензина А-95 не отвечали рекомендованым (фактическая плотность топлива составляла 744,5, а должно быть не менее 750, общий состав кислородосодержащих соединений не должен превышать 5% при фактической 6,55%; давление насыщенных паров не должно превышать 55 кПа при фактическом 58,9 кПа).
Также, согласно заключению экспертов качество исследуемого топлива не соответствует требованиям Инструкции по эксплуатации самолета Ан-2 по определенным показателям «фракционного состава», «октанового числа по исследовательскому методу» и «концентрации свинца».
После работ на силовой установке и анализа документации был проведен эксперимент на топливной заправке, с которой было заправлено топливом воздушное судно перед последним вылетом, а именно, был залит бензин в объеме 10 литров штатными средствами заправки, была замерена его температура. Получен результат Тбенз = 280С, при температуре наружного воздуха, также 280С.
Согласно результатам проведенного эксперимента выявлено, что температура бензина в баках не соответствовала требованиям, приведенным в действующей эксплуатационной документации, а именно - температура была выше рекомендованной.
Этот критерий введен в эксплуатационную документацию с целью недопущения «кипения» бензина в карбюраторе, так как «кипение» приводит к активному выделения пузырьков паров топлива, что может привести к обеднению смеси или «переливу» карбюратора. «Перелив» происходит по причине того, что поплавки в поплавковых камерах карбюратора тонут из-за уменьшения выталкивающих свойств бензина. Таким образом, по причинам, описанным выше, в карбюраторе критически увеличился уровень топлива в поплавковой камере карбюратора (плотность топлива ниже рекомендуемой).
На основании данного исследования сделан вывод, что вынужденная посадка самолета Ан-2 UR-KAU, который принадлежит ЦАК им. Антонова, произошло из-за применения бензина с характеристиками хуже, чем это рекомендует действующая ИЛГ.АШ-62ИР.001-2012 для бензинов при температуре бензина в топливных баках, превышающей рекомендуемую.