15.04.20 

ImageВ эти апрельские дни исполняется 23 года с тех пор, как впервые в истории украинских ВС самолет воздушного наблюдения Ан-30 совершил трансатлантический перелет.

В эти апрельские дни исполняется 23 года с тех пор, как впервые в истории украинских ВС самолет воздушного наблюдения Ан-30 совершил трансатлантический перелет, выполнив наблюдательный полет над территорией Соединенных Штатов Америки в рамках международного договора «Открытое небо».

Как это происходило, какими были предпосылки перелета и с чем украинским военным летчикам пришлось встретиться в Северной Америке, журналисту АрмияИнформ рассказали непосредственные участники тех событий.

- Это был первый полет на данном типе авиационной техники через океан, - вспоминает командир экипажа того самолета, тогда - командир отдельной авиационной эскадрильи «Голубая тропа», а ныне - заместитель директора по авиационной безопасности и преподаватель отечественных учебных центров гражданской авиации подполковник запаса Анатолий Пугачев. - К тому же, наш самолет даже не был дооборудованный дополнительными топливными баками.

Рассказ продолжает бывший заместитель командира эскадрильи полковник запаса Юрий Андриенко:

- Да, только потом, после нас, подобный перелет совершили россияне, и потом мы узнали от наших американских коллег, как они пытались очернить нас, рассказывая им, будто мы летели с дополнительными баками, и вообще мы не такие, как надо, - улыбается человек. - Ну, вы же знаете россиян: в этом - их сущность!

Юрий Андреевич рассказывает, что вообще идея трансатлантического перелета родилась в процессе спора между летчиками и штурманами. Кто-то высказал мнение, что Ан-30 вполне способен его осуществить. Кто-то начал спорить: мол, двухмоторный самолет это не под силу. В конце концов, были сделаны все необходимые расчеты, предложение было обсуждено с американскими коллегами, наконец, программу перелета утвердило командования, и миссия началась.

- Вообще, и до этого, и после нашего перелета украинские верификаторы выполняли наблюдательные полеты над территорией США, но - американских самолетах ОС-135, как пассажиры, - объясняет Анатолий Пугачев. - В девяносто шестом году нашим ребятам даже подарили на память американский флаг, который специально для нас сняли с Капитолия! Об этом свидетельствует соответствующий сертификат, вместе с флагом хранится в музее эскадрильи.

Но вернемся к памятному трансатлантическому перелету. Когда все было согласовано и подготовлено, в апреле он начался. Продолжался перелет чуть больше двух недель - с 13 по 30 апреля. 13 апреля самолет Ан-30 взлетел с военного сектора международного аэропорта Борисполь, взяв курс на запад. На его борту находились 25 военнослужащих - 9 членов экипажа, а остальные - верификаторы.

- Экипаж было решено сформировать усиленный, - добавляет Юрий Андриенко. - Учитывая длительность и сложность перелета, мы взяли еще одного летчика и штурмана, который, согласно требованиям, должен был иметь опыт выполнения полетов над океаном.

Первая дозаправка была во Львове: до Британских островов от самого Киева на одной заправке самолет просто не дотянул бы. Там, в Туманном Альбионе, первой посадкой было приземления на британском аэродроме авиабазы Милденхолл, где украинцы дозаправились и переночевали. Впоследствии - еще одна промежуточная посадка на авиабазе Лейкенхита - перелет в Исландию. Стоит отметить, что перелет полностью обеспечивала американская сторона, поэтому и все посадки, и дозаправки тоже осуществлялись на американских базах в странах НАТО.

- С нами летел «лидер» - действующий американский летчик в звании, если я не ошибаюсь, подполковника, который помогал нам во время промежуточных посадок на этих авиабазах, - рассказывает бывший командир экипажа. - Мы искренне удивились, когда он рассказал, что выиграл тендер на сопровождение нашего самолета!

В Исландии дозаправлялись в Кефлавик, там и переночевали, после чего взяли курс на север. Пересекли Северный полярный круг и сели в Гренландии, в аэропорту Сандре Стрьомфорд. Ну, и уже оттуда - трансатлантический перелет и приземление в Канаде.

- Там мы сели на авиабазе Гузбей, что на острове Ньюфаундленд, - рассказывают летчики. - Чем она интересна, так это климатом - там он такой же, как в Сибири, так что на этой авиабазе все летчики НАТО учатся воевать с русскими, и этого не скрывают.

После ночевки и дозаправки из Канады украинский самолет перелетел в США. Сначала приземлились для дозаправки в одном из северных штатов, и уже потом перелетели в Вашингтон.

- Вообще наш перелет длился несколько дней, но время налета составляло 25 часов, - говорит Анатолий Пугачев. - И столько же - в обратном направлении.

Так, неделю длился перелет в оба конца, и неделю - наблюдательные полеты над американской территорией. Повсюду в США украинских военных летчиков встречали приветливо, радушно. На каждой авиабазе дарили сувениры на память и с удовольствием знакомили со своими техникой, бытом и традициями. На самом высоком уровне приняли и в Пентагоне. С представителями украинской диаспоры в США они встретились в посольстве Украины. Впоследствии с участием американских украинский состоялась презентация нашего самолета и ВС Украины в целом на большом показе, где среди гостей были, в частности, руководители военно-воздушных сил стран Латинской Америки.

В течение недели пребывания в Америке украинский самолет выполнил 4 наблюдательные полеты, облетев почти все Штаты. В целом его маршрут составлял 5500 километров.

- От нас ничего не скрывали, снимать позволяли везде, - делится впечатлениями бывший штурман. - Да, к примеру, мы сняли даже мыс Канаверал! Очень интересным было посещение аэродрома Рай-Патерсон, где происходят испытательные полеты и расположен большой музей авиации. Среди экспонатов поразил действующий МиГ-29, на котором одни американские летчики летали, а другие - тренировались в воздушных боях с условным противником. 

Обратный путь был таким же. Юрий Андриенко вспоминает, что были опасения относительно погодных условий над Атлантикой, ведь там господствуют сильные ветры. Поэтому очень хорошо, что украинцы имели запасной аэродром на Фарерских островах. Впрочем, перелетели удачно, и запасной аэродром не понадобился.

Этот перелет стал первым трансатлантическим перелетом украинского самолета Ан-30 в истории отечественной авиации. Также впервые тогда украинские летчики летали по GPS-навигатором.

- Буквально за три дня перед вылетом нам выдали GPS-навигатор Garmin-94, и все время до перелета мы осваивали его, - завершает рассказ летчик. - До этого нам приходилось летать по старым советским картам, обстановка на которых уже давно не соответствовала действительности: летим куда-то, и видим, что за 30-40 лет, прошедшие с тех пор, как напечатали карту, все совсем не так ... Конечно, с GPS навигатор работать нам было гораздо легче.

Сегодня это - уже история. Прошло почти четверть века. Однако это - победоносная история отечественных ВС, их первые шаги на международной арене, благодаря которым мир узнавал о государстве Украина, и мы получали первую поддержку наших заокеанских партнеров.