22.04.20 

ImageГлава Мининфраструктуры Криклий дал интервью агентству "Интерфакс-Украина", в котором изложил свое видение того, каким видит будущее инфраструктурной отрасли во время и после карантина. 

К сожалению, приходится констатировать, что ни стратегии, ни реальных действенных шагов в поддержку авиационной отрасли пока ожидать не приходится.

В частности, В. Криклий отметил, что "начать необходимо с поддержки авиации. Это очень сложный для нас вызов с учетом крайне ограниченного бюджета страны, но мы планируем часть господдержки направить не только на поддержку государственных аэропортов и компании "Украэрорух", но и на поддержку украинских авиаперевозчиков. Потому что все эти компании составляют единый цикл, такой себе "карточный домик". И если убрать оттуда хотя бы одну из составляющих, рухнет все и, естественно, пострадает отрасль в целом. Более того, на авиации завязано очень многое и в других направлениях: международный и внутренний туризм, работа почты, логистика."

Однако, во время обсуждения конкретных проблем, выясняется следующее:

Авиакомпаниям должны оплатить компенсацию за вывозные рейсы. Но конкретных расчетов пока нет.

"По эвакуационным рейсам никто еще не получил никакой компенсации", - сообщил министр. - "На заседании Кабмина было принято соответствующее протокольное решение. Сейчас все авиаперевозчики, - а это не только SkyUp и "Международные авиалинии Украины", но и "Роза ветров" и "Азур", - готовят документы на компенсацию согласно выполненным рейсам. Возвращая граждан по чартерным программам, борты авиакомпаний, естественно, летели пустыми из-за того, что мы закрыли возможность вывоза украинцев. За это мы им компенсируем половину стоимости организации рейса. Итоговая цифра компенсаций еще подсчитывается – мы только недавно начали получать расчеты от первых перевозчиков."

Министр высказал надежду, что компенсации удастся оплатить в течение месяца.

Украина не присоединилась к европейской Единой системе взимания маршрутных сборов, и поэтому Украина не сможет участвовать в программе поддержки авиакомпаний "Евроконтроля".

"Евроконтроль" предлагает программу поддержки авиакомпаний, основанную на том, что провайдеры аэронавигационного обслуживания определенное время (февраль-май) не будут взимать платежи за свои услуги, чтобы авиакомпаниям было проще возобновить свою деятельность после кризиса. Взамен "Евроконтроль" поспособствует получению ими целевого финансирования на поддержание операционной деятельности. Проблема в том, что указанная финансовая поддержка распространяется только на страны-члены "Евроконтроля", которые являются частью их Единой системы взимания маршрутных сборов." Последствия для Украэроруха очевидны.

Министр считает, что "Не надо ориентироваться на решения международных организаций, а исходить из того, что это должна быть часть государственных программ поддержки авиации в период пандемии и возобновления работы отрасли по окончании карантина." 

Авиакомпании не получат господдержку без залогов.

По словам В.Криклия, "Конкретно по стабкредитам мы уже коммуницировали с компаниями, и если с государственным аэропортом вопрос один, то с независимыми бизнес-компаниями он лежит немного в иной плоскости. Вопрос стабкредитов чувствительный и для нас как государства, и для банков. Он предполагает наличие залогового имущества у компании, поскольку ни один банк не согласится выдать дешевый кредит без залога имущества".

Еще одной формой поддержки министр видит дивиденды. "Мы настаиваем, чтобы правительство пересмотрело политику дивидендов для госкомпаний в транспортной отрасли."

О какой прибыли предприятий в авиации в настоящий момент он говорит - неведомо.