23.04.20 

ImageДля предприятий авиационной отрасли концерна Укроборонпром разрабатывается несколько сценариев развития.

Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) разработало план санации, сообщили в «Укроборонпроме» (УОП). «Мы ждем заседания суда, который даст разрешение начать процедуру. Также подготовлен проект закона о списании задолженности авиационных предприятий, в том числе налоговых долгов ХГАПП. Ждем его принятия депутатами», — говорят в госконцерне.

ХГАПП не выпускает самолеты с 2014 года, у него большая задолженность перед государством и рабочими. Предприятие не смогло достроить военно-транспортный Ан-74 для Национальной гвардии Казахстана. И суд обязал ХГАПП вернуть предоплату  — $15 млн.

В УОП говорят, что для всех предприятий авиационной отрасли концерна разрабатывается несколько сценариев развития — как в условиях кризиса, так и в долгосрочной перспективе. И уточняют, что о приватизации речь пока не идет. Что понятно — ХГАПП нужно исключить из списка предприятий, не подлежащих приватизации, и это уже в компетенции Верховной Рады.

Но даже если разово списать долги, в будущем они снова будут накоплены, ведь в условиях кризиса ждать госзаказа не стоит — денег не нашлось и при более благоприятных условиях. Списание долгов и другие меры нужны только как подготовка к приватизации, иначе мы будем топтаться на месте.

Если нынешнее руководство УОП примет соответствующие меры и ХГАПП исключат из «неприватизационного» списка, инвесторы смогут прийти на завод даже в условиях экономического кризиса. Тем более, что кризис способствует покупке именно проблемных, но перспективных активов — это возможность приобрести их дешевле, вывести на более высокий уровень и зарабатывать. Для украинских властей, которые годами не могут решить проблемы харьковского завода, это шанс возобновить производство военно-транспортных самолетов Ан-74, на чем он специализировался.

Интерес к заводу проявляла компания Oriole Capital Group (OCG), менеджеры которой работают в авиационной отрасли много лет. OCG основана руководителями компании Wamar International — широкопрофильной компанией, которая специализируется на авиационных технологиях, эксплуатирует в сложных условиях самолеты, производит бронированные машины и газовые турбины. В 2017 году она заявила о намерении инвестировать в ХГАПП $150 млн.

Тогда УОП сообщил, что OCG вложит деньги в модернизацию и сбыт самолетов Ан-74, на предприятии будет восстановлено серийное производство, будут задействованы 3000 специалистов завода (их стало меньше — 1700 специалистов работают неполную рабочую неделю).

Интерес к предприятию остался. Как говоорил директор ТОВ «УКРІОЛ АВІАЦІЯ» Валерий Козлов, акционеры увидели в ХГАПП потенциал — он все еще способен производить Ан-74, «который по характеристикам является практически уникальным в своем сегменте». На него есть довольно высокий спрос в ряде стран, особенно с экстремальными условиями, поскольку он может работать на грунтовых аэродромах при экстремальных температурах (к примеру, в той же Африке, где эксплуатирует самолеты и сама OCG).

Но поскольку с активом пока невозможно практически ничего сделать, даже банкротство нормально провести, и нужны госгарантии, а полноценных механизмов в Украине пока нет, то работа все еще ведется — коммуникации с регуляторами и т.д.

Кроме того, OCG, по информации американских СМИ,  рассматривает возможность покупки контрольного пакета другого украинского предприятия — «Мотор Сич». Запорожский завод производит авиадвигатели, но сейчас потерял часть традиционных для себя рынков сбыта, сократил производство и вынужден был сократить персонал.

Однако здесь сложнее, поскольку договариваться нужно будет с другими собственниками — акции « Мотор Сичи» мелкими пакетами скупили «оффшорки» для дальнейшей концентрации в руках одной китайской компании, и сейчас Антимонопольный комитет рассматривает возможность такой концентрации. Предприятие не государственное, поэтому даже если китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited (и Xinwei Technology Group) не сможет владеть контрольным пакетом акций, единственный вариант —  договариваться именно с миноритарными акционерами о покупке их пакетов акций. А возможно, уже даже не с ними, а с кредиторами, ведь Xinwei Group брала кредиты под покупку украинского актива, а распоряжаться им полноценно не может, что ухудшило финансовое положение компании.

В любом случае, то, что к украинским предприятиям авиационной отрасли есть интерес, дает шанс на то, что они получат необходимые инвестиции и могут стать более конкурентоспособными.

О том, что сейчас подходящее время для того, чтобы вкладывать в перспективные предприятия и поднять их на более высокий уровень, говорят в американской компании Trive Capital, которая является партнером OCG. Управляющий партнер компании Конер Сирси заявил о том, что она намерена продолжить инвестировать во время финансового кризиса. Trive Capital как  раз ищет новые активы, которые можно вывести на новый уровень. Как она поступила, в частности, с компанией AEVEX Aerospace, которая поставляет услуги, бортовое  оборудование и программное обеспечение для вооруженных сил США, федеральных агентств и коммерческих предприятий. Как сообщает американское издание Dallas Business Journal, завершена сделка по продаже контрольного пакета AEVEX Aerospace.

Trive Capital начала инвестировать в AEVEX в 2014 году, и за эти годы та показала значительный рост и расширила свои возможности, купив двух других специализированных поставщиков услуг по сбору и обработке данных для разведывательных сообществ. Ее контрольный пакет AEVEX приобрели Madison Dearborn Partners и CoVant Management.

По большому счету, для украинской власти сейчас очень важно создать более привлекательные условия для потенциальных инвесторов, которые могли бы вложить в них необходимые средства. Списание безнадежных долгов ХГАПП — это уже правильный шаг, главное — не останавливаться на этом и продолжить работу с потенциальными инвесторами. Пока они все еще видят здесь потенциал.

Джерело День   Автор: Андрей МУРАВСКИЙ