Главный силуэт и сегодня остался без изменений, хотя количество терминалов выросло. Но вот простора как-то уже не ощущается. Авиапассажир идет косяками, цепляясь тележками, чемоданами и сумками. Похоже, ему тут уже тесновато. Аэропорт нужно перестраивать. Об этом заявил «Дню» исполняющий обязанности директора этого государственного предприятия Юрий СОЛОНЧУК уже в первые минуты знакомства. Похоже, эта идея является сейчас главным содержанием его жизни и именно с ее обоснования он начал свое интервью.
— Объем пассажирских перевозок нашего аэропорта растет, как говорится, не по дням, а по часам. Только за первый квартал он обогнал прошлогодний первый квартал на 25%. И это при том, что согласно самому оптимистичному прогнозу, просчитанному по нашей просьбе специалистами, рост не должен был превышать 18—20%. А вышло немалое опережение.
— С чем это связано?
— Люди становятся богаче и хотят хорошо отдыхать, а еще в результате роста деловой активности в стране расширяется количество международных культурных и бизнесовых контактов. И это, безусловно, хорошо. Но пассажир, и наш, и зарубежный, сегодня требует комфорта. Тем более на него рассчитывают граждане других стран, для которых это обязательное условие любых поездок. Если оно отсутствует, то ведь можно избрать для путешествия и другие места... Так что мы просто обязаны изменить ситуацию. А пока, действительно, работаем в очень тяжелых условиях. Нам не хватает площадей, нам негде наладить нормальное обслуживание пассажиров, создать привычный для иностранцев комфорт. К сожалению, об этом нужно было думать еще вчера и даже позавчера, строить соответствующую стратегию развития. Нынешние наши планы следовало реализовать еще год—два тому назад. Увы, этого не сделано.
— Но какие-то шаги ведь предпринимались. Был, например, взят кредит у Японии...
— Это так, но с ним были очень большие сложности. С 2004 года практически работа не велась. По проектным работам, по определению места строительства. Есть достаточно большие сложности в земельных вопросах аэропорта «Борисполь», о которых общественность хорошо наслышана.
— Одно время в «Борисполе» был конфликт между частными перевозчиками и государственным аэропортом. Как он решился?
— Мы и сегодня находимся на стадии судебных разбирательств по земельным вопросам. Это очень сильно сдерживает развитие аэропорта. И чем быстрее мы сможем с этим покончить, тем быстрее выполним задачи, которые ставим перед собой в плане развития и строительства аэропорта.
— А в чем проблемы?
— Большие земельные ресурсы были отданы, проданы. Конечно, пусть решает суд, но мы считаем, что это было сделано незаконно. «Борисполь» — это международный государственный аэропорт, это главные ворота Украины, и наша позиция и позиция министра состоят в том, что аэропорт должен быть государственным. И мировая практика показывает, что аэропорты, сама недвижимость, сама земля находятся в государственной собственности. Поэтому мы отстаиваем свои позиции в суде.
— То есть, вы требуете, чтобы у частного перевозчика забрали землю, которая была ему предоставлена? Чтобы аннулировали государственный акт?
— Да. И у нас уже есть соответствующее решение суда. В ходе разбирательств мы же уже один раз дошли до Верховного Суда, но дело опять вернули в первую инстанцию... И мы настаиваем на том, что земля была продана незаконно.
— В чем смысл этого утверждения: мало заплатили или были какие-то процессуальные нарушения?
— В первую очередь был нарушен закон. Нас не интересует вопрос денег, нас интересует целостность земельной территории аэропорта «Борисполь», целостность имущественного комплекса. Мы готовы предоставлять услуги всем авиакомпаниям, в том числе и российским, во всем объеме, который им необходим, но мы должны управлять этим комплексом. А все то, что положено, все услуги, которые они имеют право оказывать сами, им никто не мешает выполнять — мы такую возможность им предоставим.
— Что намечается вами построить и что это даст аэропорту и пассажирам?
— Этот год будет для нас довольно тяжелым — берем в работу достаточно крупные объекты. Это — реконструкция терминала Б. В ближайший месяц—полтора начнем реконструкцию и строительство второй части второго этапа галереи, это приблизительно четыре тысячи квадратных метров. Завершение этот участок планируем весной 2008 года. Первое — это площади, которые необходимы пассажирам для того, чтобы они комфортно чувствовали себя, второе — это увеличение количества стоек регистрации, новые дополнительные посты для прохождения контроля на авиационную безопасность, увеличение количества пунктов пограничного контроля. То есть, все это, чтобы нарастить пропускную способность аэропорта и улучшить качество обслуживания пассажиров.
— А новая полоса не намечается?
— Новую полосу приурочиваем к чемпионату Европы 2012 года, который будет проходить в Польше и Украине. В этом году мы запланировали деньги на проектные работы. Мы должны провести обследования, в каком состоянии находятся действующие полосы, какие там грунты. В следующем году планируем провести проектные работы и в 2009 году начать строительство. В 2011 году вторая полоса будет введена в строй. Но это тот объект, который аэропорт «Борисполь» сам, на собственные средства не сможет вытянуть. В этом нам нужна помощь государства. И днями на совещании у вице-премьера Андрея Клюева я об этом говорил.
— И получили поддержку?
— Надеюсь, получим.
— То есть, пока решения нет.
— Мы еще будем встречаться на следующей неделе.
— Речь идет о дополнительном кредите или о бюджетных вливаниях?
— В этом должно определиться государство. Если это будет кредит, то гарантированный государством. А возможно это будут бюджетные средства. Пока я не могу ничего сказать.
— У вас уже есть японский кредит, а вы хотите взять еще один, государственный. За счет чего аэропорт буде его покрывать?
— Естественно, за счет доходов. И это будет вполне реально, если аэропорт сохранит целостность, расширится. Мы в состоянии вытянуть все эти финансовые затраты. Нам в этой части инвесторы не нужны, мы сами будем все расходы покрывать и возвращать кредитные деньги.
— Намерены ли вы разрешить работать в «Борисполе» и каким-то новым перевозчикам?
— Мы не только намерены, мы хотим это сделать, нас очень интересует программа «Отрытое небо», приход новых авиакомпаний. Есть еще и перспектива для работы в нашем аэропорту для таких компаний, которые могут оказывать услуги пассажирам по очень низким ценам. Благодаря им граждане Украины смогут, к примеру, всего за 20 долларов слетать в Париж на уик-энд. Но это еще и новые технологии, над которыми мы сейчас работаем.
— Такие компании в Украине уже есть?
— Пока нет, но я не сомневаюсь, что скоро появятся.
— А каков принцип их работы? Почему у них такие благоприятные цены?
— Во-первых, за счет тотальной экономии. Они не кормят пассажиров в полете, у них нет касс — они продают только электронные билеты, не берут багаж, и позволяют пассажирам иметь с собой только минимум личных вещей. Они экономят на услугах, которые предоставляют аэропорты, на наземном обслуживании, добиваются от аэропортов скидок.
— А какие скидки вы предоставляете обычным компаниям и вот таким новым, будет ли между ними большая разница?
— Будет. Дело в том, что есть государственные ставки по некоторым сборам, которые делает аэропорт, это, например, ставка за взлет и посадку или же пассажирский сбор. А есть мобильное обслуживание, это те сборы, которые устанавливает сам аэропорт. Мы, например, в то время, когда нет пиковых нагрузок, предположим, в ночное время, готовы предоставлять авиакомпаниям услуги по 1 гривне за самолет. Мы готовы даже на это. А еще авиакомпании, которые специализируются на дешевых перевозках, как правило, прилетают и улетают со своим топливом. У них предусмотрено очень короткое время стоянок для разгрузки и загрузки. Они четко считают каждую копеечку.
— Успевают осмотреть самолет, подготовиться к вылету?
— Да, вот это и есть та очень жесткая технология, где каждая минута, каждая секунда рассчитана.
Мы бы также с удовольствием внедрили электронный билет, но пока у нас сложности с налоговой службой, потому что отчетность изменяется, нет бумаг, которые необходимо туда предоставлять. В России, насколько я знаю, больше двух лет все это пробивали. И это действительно непросто. Ведь в эту технологию входит также электронные обработка и контроль багажа, а это предполагает современные приборы и средства связи.
— На какие экономические показатели вы хотели бы выйти в результате модернизации аэропорта?
— Этот процесс у нас уже, как говориться, пошел. С начала этого года мы увеличили прибыль в 5,8 раза по сравнению с тем, что было год назад. Но аэропорт — государственное предприятие, он достаточно много денег отдает в бюджет, а также — за аренду госимущества. Но ситуация такова, что как раз сейчас эти деньги следовало бы оставлять нам для развития.
— Вы поднимали этот вопрос?
— Да, конечно.
— И что, решают?
— По крайней мере выслушивают. Ситуация с бюджетом всегда была сложная, но мы надеемся, что нам пойдут навстречу. В первую очередь этого требует задача строительства нового терминала Д. По межправительственному соглашению на получение упоминавшегося кредита японские компании, участвующие в этом проекте, освобождены в нашей стране от налогов. А украинские — нет. И для государства, и для нас это плохо. Потому что в этом случае отечественные компании не будут заинтересованы участвовать в проекте, поскольку у них будет очень большая налоговая нагрузка. И мы сейчас просим, чтобы государство освободило также и украинские компании, которые будут участвовать в этом проекте, от НДС.
— Как ваш коллектив чувствует себя в плане притока новых сил, достаточно ли у вас специалистов рабочих специальностей?
— Достаточно.
— Это связано с тем, что у вас высокая зарплата?
— У нас не очень высокая зарплата, но специалисты к авиации прирастают душой и со временем становятся высококлассными специалистами. Для многих аэропорт «Борисполь» — второй дом, а коллектив — вторая семья. Конечно, мы много внимания уделяем молодым специалистам. Очень много денег тратим на обучение, как у нас в Украине, так и за границей. Очень много. В этих вопросах мы постоянно идем вперед.
— У вас есть свой учебный центр?
— У нас есть учебный центр ИКАО по авиационной безопасности, сейчас мы будем открывать такой же учебный центр ЕЕАТА (Восточноевропейская ассоциация воздушных перевозчиков. — Авт. ) — это тоже международная авиационная организация, в СНГ нет еще таких центров, и их создание в Борисполе приветствуется международной общественностью. Это выгодно и нам, поскольку позволяет тратить меньше средств, получая при этом высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным требованиям. Уже сейчас к нам приезжают учиться из многих стран и, естественно, платят за это.
— Так что с рабочими и специалистами у вас все в порядке. Но не слишком ли часто в последнее время в аэропорту «Борисполь» меняются руководители?
— Да, за прошлый год сменилось пять директоров.
— Похоже, были даже своеобразные кадровые войны.
— И продолжаются. Уволенный директор судится с министерством, пытается восстановиться, доказывает свои права.
— В связи с этим вы уже несколько месяцев остаетесь исполняющим обязанности?
— Мне на эти вопросы трудно отвечать. Я их не решаю. Для этого есть министерство, а также суды, которые теперь зачастую определяют кадровую политику.
— Вот вы сказали о министерстве, а я недавно смотрел статистику и удивлялся, что в отраслях Минтранссвязи очень высокий рост зарплаты. По этому показателю оно опережает многие другие ведомства. На аэропорт это распространяется?
— У нас есть своя специфика. Но если брать по финплану нашего предприятия, то, к сожалению, старая команда, которая была до меня, заложила в финплан предприятия сокращение фонда оплаты труда на 9% против 2006 года. Так что мы, к сожалению, пока не можем говорить о росте зарплаты.
— Но ведь доходы предприятия заметно выросли?
— Это действительно так. И поэтому мы обязательно пересмотрим финансовый план и направим в министерство для рассмотрения. Тем более, что зарплата у нас несколько даже меньше, чем в среднем по отрасли. А потенциал для ее повышения у нас есть, особенно, если мы будем развиваться, как намечено в нашей концепции, в нашей программе. Уже в следующем году коллектив входит в период масштабного строительства. Кстати, среди наших проектов еще и реконструкция перронов, расширение дорожек и мест стоянок воздушных судов. На этом предстоит освоить примерно 100 миллионов гривен. Я уже не говорю о так называемом японском терминале, потому что это будет очень большое строительство. С 3 мая у нас начался период предквалификации в соответствующем тендере, и уже сегодня 12—14 компаний выкупили конкурсные документы. Назвать я их не могу, но, поверьте, это достаточно известные в мире строительные компании, большей частью иностранные.
— Так что за ваши подряды идет конкуренция?
— Конечно. Кусочек-то лакомый. Объем освоения порядка 0 миллионов интересен самым крупным корпорациям.
— А если ситуация с НДС останется такой же, как сейчас, то украинские компании все равно придут?
— Они будут бороться, но шансы будут в основном у японцев. Ведь 20% — это примерно миллионов. В результате иностранцы смогут за те же деньги выполнить больший объем строительства, а именно в этом заключается главное условие, записанное правительствами.
— А какие у вас отношения с украинскими перевозчиками, работающими в вашем аэропорту? Не мешают ли делу продолжающиеся судебные процессы, о которых вы только что упоминали?
— На упоминавшемся заседании у вице-премьера генеральный директор «Аеросвіта» отметил, что команда, которая работает сейчас в «Борисполе», демонстрирует высокопрофессиональный менеджмент. Но какие-то проблемы, естественно, возникают. У нас, конечно, нет волшебной палочки, мы должны через все пройти. И все намеченное построить. Если нас сейчас поддержать, то в 2008 году уже можно с нас спрашивать... И, я уверен, нам будет что показать.
— Ну в основном вас будут сильно с прашивать в 2011 году, накануне футбольного чемпионата...
— Вы знаете, мы за это спокойны. Есть подсчеты, прогнозы. Мы четко знаем, где и на каком этапе мы будем уже в 2010 году. Так что для нас не будет проблем встретить и провести чемпионат Европы. У нас есть другие проблемы... В прошлом году Минтранссвязи издало приказ, согласно которому двум авиакомпаниям — «Аеросвіту» и «Международным авиалиниям Украины» — предоставлена тридцатипроцентная льгота в тарифе пассажирского сбора. Получается, что государство недополучает сейчас 4 доллара с каждого пассажира, и эти деньги почему-то уходят к частным авиакомпаниям. Мы выступаем за то, чтобы отменить эти несправедливые преференции, которые получают почему-то лишь две компании. Это примерно 25— 30 миллионов гривен. По сути, это наши деньги, которые можно было бы учесть при пересмотре финансового плана и повысить зарплату нашим работникам. А все авиакомпании должны работать в одинаковых условиях. Иначе это уже конкурентные преимущества, это уже нечестно. Почему авиакомпании должны за счет государства зарабатывать деньги? Мы давно представили все экономические выкладки и ждем, надеемся, что в конце концов этот приказ будет отменен.
— Да, это понятно, но чтобы не понести финансовые потери, привилегированные ныне компании увеличат цену своих билетов.
— К сожалению, такая попытка может быть. Но когда мы говорим о тех новых компаниях с низкими ценами, которые вскоре придут на наш рынок, то понимаем, что старожилам нашего аэропорта придется на них оглядываться и тоже корректировать цены. Так что опасаться тут нечего, хотя некоторые авиакомпании уже боятся, мол, вот придут дешевые перевозчики, и мы потеряем рынок. Неправда. Ведь есть люди, которые хотят лететь с комфортом, а есть еще, например, студенты, которые хотят недорого слетать в Европу. В результате очень увеличится пассажиропоток, и работы хватит всем. Когда у нас начинала свои рейсы авиакомпания «Дельта», то до этого в Америку летала только авиакомпания «Аеросвіт», и у нее были опасения... Но пассажиропоток только увеличился, и никто ничего не потерял. Если теперь кто-то поднимет цену билета, то люди будут летать другими авиакомпаниями. Это нормальная конкуренция. А вот сборы, которые установлены государством, должны ему и идти.
Виталий Княжанский
23.05.2007, День
Источник: www.ugmk.info