15 мая из Нью-Йорка должен вылететь очередной спецрейс, который доставит в Киев еще 68 украинцев.
То, что рейс предлагает такое ограниченное количество мест, вызвало возмущение среди украинцев, которые из-за закрытия авиационного сообщения, не могут вернуться домой. Ведь, как сообщили в пресс-службе Посольства Украины в США, сейчас в базе обращений на возврат из США остается еще около 1200 граждан.
Среди тех, кто не может вернуться домой инвалиды и пожилые люди, у которых заканчиваются лекарства, женщины на последних месяцах беременности.
Ирина Бондаренко также хотела бы вернуться в Украину. В интервью «Голосу Америки» она рассказала, что планировала возвращаться в Киев 10 мая, у нее заранее был приобретен билет: «У меня старенькая мама в Украине, я имею право проживания в США, но план был улететь, я маму уже полгода не видела ». Ирина пыталась взять билет на рейс 15 мая, но места были раскуплены за полчаса.
Люди были настолько расстроены тем, что мест оказалось так мало, что даже собирались писать обращения к украинским властям с требованием эвакуировать их. Из собственных источников «Голосу Америки» удалось узнать, что с самого начала рейс 15 мая планировался как грузовой, но потом авиакомпания МАУ решила взять пассажиров на участке маршрута из Нью-Йорка в Киев.
В ответе на запрос пресс-служба МАУ подтвердила, что рейс - грузовой, в самолете демонтированы пассажирские кресла. Поэтому на продажу было предоставлено лишь 68 мест. Саму ситуацию с рейсом в МАУ объясняют экономической целесообразностью: «Эвакуационные рейсы осуществляются авиакомпаниями на собственный коммерческий риск. Они никоим образом не оплачиваются и не организуются со стороны государственных органов, посольств или консульств. Поэтому деятельность по организации и планированию данных рейсов формируется исключительно из возможностей компании».
После того, как возмущение украинцев, которіе не смогли взять билеты на самолет из-за ограниченного количества мест, в соцсетях и специальном телеграмм-канале «Домой из США» росло, появилась информация о еще одном спецрейс из Нью-Йорка, который запланирован на 20 мая.
Как сообщили в пресс-службе Посольства Украины в США, этот рейс - полноценный на 265 мест. Билеты раскупили за несколько дней. Ирина Бондаренко успела приобрести билет, однако, ее удивляет высокая цена.
«Мой обычный билет в одну сторону был взят за 500 долларов, это нормальная цена МАУ в одну сторону, сейчас берут 800, на каком основании?» - возмущается пассажирка.
Пресс-служба МАУ пояснила, что при осуществлении спецрейсов самолеты направляются в аэропорт назначения пустыми. «Соответственно, стоимость такой перевозки рассчитывается по себестоимости полета в обе стороны. Авиакомпания сформировала фиксированные конечные цены по каждому направлению, обеспечив оптимально доступную стоимость перелетов в сложившейся ситуации. Для чартерных перевозок Министерством инфраструктуры анонсировано компенсацию перелета «в одну сторону» со стороны государства, однако такой компенсаторный механизм не был предложен для эвакуационных рейсов», - добавляют в пресс-службе.
Кроме завышенных цен, клиенты МАУ, разъярены тем, что компания отказывается возвращать деньги за обсервацию, которые были заложены в цену билета рейса Майами-Киев. Яна Клочко - одна из пассажиров самолета, рассказывает, что в стоимость билета входила обсервация, которая была обязательным условием для тех, кто хотел вернуться домой. Уже по прилету в Киев пограничники предложили два варианта: обсервация или самоизоляция при использовании приложения «Действуй дома». Большинство пассажиров выбрали самоизоляцию. Когда же они начали обращаться к МАУ, чтобы им вернули деньги за обсервацию, которой они не воспользовались, в ответ получили отказ. «Мне сообщили, что стоимость обсервации входила в стоимость билета, а согласно правилам, стоимость билета, в том числе и обсервация, не подлежит возврату», - рассказывает Клочко.
В пресс-службе МАУ сообщили, что авиакомпания была обязана обеспечить несвойственные для своей деятельности сервисы. Речь идет об обеспечении поселения пассажиров на обсервацию в спецучреждения и организацию пассажирского транспорта для перевозки пассажиров на место обсервации. Обеспечение таких услуг было возможно только при условии заблаговременной подписки, которая и была включена в стоимость авиабилетов на рейсе Майами-Киев как обязательного условия для перелета. «Классифицировать поселение на обсервацию и перевозки как отдельные дополнительные сервисы не представляется возможным», - сообщили в пресс-службе. Яна и ряд других пассажиров не согласны с объяснением компании, называют ситуацию политикой, против которой люди - бессильны.
Нужны еще рейсы
Бондаренко возмущена тем, что сейчас у власти нет понятной стратегии возвращения украинцев домой. «Один рейс, второй рейс, откуда они вытекают? Нет никакой системы. У нас в группе есть женщина на девятом месяце беременности, она хочет родить в Украине, у многих заканчиваются деньги», - добавляет Бондаренко.
В то же время в пресс-службе МАУ сообщили, что квота для эвакуационных рейсов из США на период 12-22 мая уже исчерпана.
Если будет ослаблен карантин, возможно будут планироваться эвакуационные рейсы, в том числе - из США, после 22 мая.
Посольство Украины в США, в свою очередь, также постоянно поднимает вопрос о необходимости дополнительных спецрейсов. С момента объявления карантина из США было организовано уже семь специальных перелетов.
Кроме того, отечественным дипломатам удалось сдвинуть с места вопрос возвращения украинских моряков и членов экипажей круизных лайнеров, которые находились у побережья США. Компании-судовладельцы отправляют их кораблями в Европу или Юго-Восточную Азию, откуда их забирают спецсамолётом. «Таким же путем возвращали и нескольких граждан с Барбадоса. Отдельным важным вопросом было возвращение украинских школьников, которые учились в США по программе FLEX. Мы здесь сотрудничали и с Государственным департаментом, и с Посольством США в Украине. 202 ребенка безопасно вернулись домой спецрейсами МАУ», - рассказали в посольстве.