30.05.07 
Украинцы платят за авиабилеты дороже, чем иностранцы, а сервис получают намного хуже

ImageНашего туриста, жаждущего увидеть мир своими глазами, могут остановить не только визовые сложности, но и дороговизна авиабилета. Так, чтобы слетать в Париж или Барселону, придется выложить около $500. Вот и приходится многим путешественникам экономить на дороге и долго трястись в душном автобусе. Но если в европейскую страну так можно добраться, то о Нью-Йорке или экзотике вроде Бангкока приходится забыть.

А все потому, что украинский авиарынок оккупировали несколько авиакомпаний-монополистов, которые всеми силами стараются не пустить сюда конкурентов. Неудивительно, что цены на полет компании запрашивают заоблачные. Это при том, что сервис у них все еще на уровне плинтуса. Многие пассажиры после полета везут домой целые сборники страшных историй. Полет из Турции на борту самолета одной из таких авиакомпаний я до сих пор вспоминаю с ужасом. Сразу после взлета самолет начало страшно трясти, сверху полилась какая-то желтая жижа, кнопки вызова стюардов заклинило, и беспрестанный звон этих механизмов только усугублял всеобщую панику. В довершение ко всему, кондиционеры стали покрываться льдом, и пассажиры с богатой фантазией пустили по салону версию о разгерметизации салона. Стюардессы же настаивали на том, что ничего страшного в этой ситуации нет. Кстати, ущерб за испорченные непонятной жижей одежду и нервы никто не возместил.

"Будет обед, будет и булочка"

Особенно дико отношение наших авиакомпаний к пассажирам выглядит на контрасте с европейскими авиалиниями. У них о пассажире заботятся каждую минуту – чтобы он не заскучал, ему постоянно приносят что-то попить или перекусить, разносят журналы и газеты, включают кино. Для наших пассажиров это что-то из области фантастики. Так в самолете одной из крупнейших украинских авиакомпаний, который летел из Нью-Йорка в Киев, мою сестру укачало, и она попросила у стюардессы булочку. Та в ответ отрезала: "Будет обед, будет булочка". Это при том, что билет на одного обошелся в $900. Мало того, стюардесса перестала отвечать на вызов, а когда муж сестры потребовал объяснений, ему ответили: "Ко всем не находишься". После обещания нажаловаться в офис компании на хамоватую стюардессу, моей сестре и ее мужу выдали "Последнее предупреждение" – листик, где галочка стояла напротив пункта "угрозы персоналу". Именно такое отношение к пассажирам в украинских авиакомпаниях, к сожалению, норма.

Во всем цивилизованном мире существует практика скидок на билеты по акции. На самом деле, оказывается очень удобно купить заранее билет, оплатив всего треть его стоимости. Таким образом, европейцы летают в гости к соседям (например, из Кельна в Барселону) за каких-то 30 евро. В некоторых авиакомпаниях наоборот нужно приобретать билеты подешевле за пару часов до вылета. Во многих странах существуют дешевые внутренние авиарейсы. Например, в Германии можно полетать по стране (и даже попасть в соседние страны) за 19,9 евро. Подобные акции начали устраивать и наши авиакомпании, однако со своими, национальными особенностями. Купив билет по акции, обнаруживаете, что вы не только не имеете права его сдать, но еще и переплачиваете стоимость, отдавая деньги на какие-то дополнительные сборы.

Улететь в США за $12

Кстати, умудренные опытом украинские путешественники бороздят мир как раз благодаря дешевым авиаперелетам (на английском – Lowcost flights). Правда, для этого нужно попасть в Европу. Ближе всего польский Краков – один из центров бюджетных авиалиний. Перед этим необходимо заранее забронировать себе место, выбрав его на одном из специальных сайтов. Конечно, у такого полета есть свои минусы – аэропорты часто находятся далеко от больших городов, самолеты маленькие и иногда в воздухе их порядочно трясет. Во время рейса не кормят, да и стюардессы здесь не обязаны улыбаться. Однако не лучше ли трястись в самолете с неприветливым персоналом за 20 евро, чем то же самое испытать за $500. Зато преимущества огромны. Конечно, главный плюс – минимальная цена на перелет. Кроме того, при электронной покупке, как только вы перечисляете деньги на счет авиакомпании, по e-mail получаете личный код. Таким образом, не нужно волноваться о том, что забудете или потеряете билет. Обменять код на талончик с номером можно в аэропорту уже на рейсовой регистрации. Конечно, логично поинтересоваться, как же выживают такие дешевые авиакомпании? Все очень просто – они существуют за счет подержанных самолетов, периферийных дешевых аэродромов, отсутствия сервиса (никакой еды, а на борту часто работает только одна стюардесса) и продажи билетов только через интернет (а значит, никаких касс, дополнительного персонала и печати билетов). Но при этом спрос на них просто огромный. Кстати, вскоре и в США из Европы можно будет полететь всего за $12 – такую привлекательную цену обещает ирландская авиакомпания Ryanair, одна и самых популярных Lowcost перевозчиков.

Дешевые авиалинии в Европе:

www.easyjet.com

www.ryanair.com

www.go-fly.com


www.lowcostairlines.org предложит список сотни дешевых авиаперевозчиков по всему миру

www.lowcost.com предлагает списки авиаперевозчиков на короткие дистанции по всему миру

http://community.livejournal.com/cheaptrip – сообщество в Живом журнале, которое специализируется на дешевых путешествиях


"Lowcost-перевозчики нам не конкуренты"

Александр СЕЛИН, представитель пресс-службы авиакомпании "Аеросвіт":

– Авиация – это вообще та отрасль, где очень высокая конкуренция. Как следствие получается малый уровень рентабельности. Lowcost-перевозчики, чтобы снизить стоимость полета, работают в иных условиях, нежели традиционные перевозчики – у них совершенно иная модель работы. Например, они отказываются от сервиса в полете, выбирают периферийные аэродромы. Если обычная авиакомпания опустит уровень своих тарифов до уровня Lowcost, то она просто перестанет существовать.


"На дешевых авиалиниях сервис не так и плох"

Тамара МАРЦЕНЮК, аспирантка кафедры социологии НаУКМА:

– Впервые открыла для себя дешевые авиалинии по совету подруг, которые часто ездят за границу. Купила билет до Гетебурга из Варшавы, при этом потратила на поездку в три раза меньше (до того летала нашей авиакомпанией до Стокгольма, а затем ехала поездом). В начале весны летала из Гетеборга в Венгрию за $50. А самой увлекательной была поездка во Францию и Испанию, где на Ryanair-рейсы Гетебург–Марсель и Барселона–Гетебург потратила $100. Это со всеми налогами и платой за багаж (на этих авиалиниях нужно дополнительно платить за сумки). Кстати, считается, что у дешевых авиалиний аэропорты далеко, но это не всегда так. В Варшаве нужно просто пройти несколько минут пешком от центрального аэропорта, а в Гетебурге он даже ближе к городу, чем центральный. Единственное неудобство было в Барселоне, где Ryanair вылетали из Жироны (за 1,5 часа езды от столицы). Сервис не очень плох – там действительно не кормят, но стюардессы были очень приветливы. В общем, единственное неудобство дешевых авиалиний может быть в том, что места нужно занимать самим – кто где успел, там и сел.

Источник: www.pk.kiev.ua