Из-за пандемии работа тех, кто обеспечивает безопасность в воздушном пространстве Украины, несколько изменилась.
Авиадиспетчер аэродромной диспетчерской вышки Украэроруха в аэропорту «Борисполь» Лилия Сурмач рассказала о своей работе.
«Я хотела быть авиадиспетчером - не стюардессой, а не пилотом. После окончания школы у меня был хороший уровень английского, и это позволило мне с легкостью поступить в Государственную летную академию в Кировограде. Профессия авиадиспетчера показалась мне интересной, а знания позволили с легкостью поступить в учебное заведение. Во роте в академии у нас было 50 юношей и 5 девушек. Сейчас ситуация изменилась - в группах авиадиспетчеров стало значительно больше женщин.
В моей смене на вышке три девушки, а в 2007 году среди мужчин я была одна. Мне комфортно в нашем коллективе, очень повезло с сменой. Есть взаимная поддержка, и неважно - мужчина рядом или женщина. У меня есть допуски на все рабочие места, считаю, что так и должно быть, ведь мы все взаимозаменяемы, все делаем одно дело. Главное - делать эту работу хорошо.
Тринадцать лет работаю авиадиспетчером. Полгода была псевдопилотом на тренажерах в Учебно-сертификационном центре Украэроруха. Тренажер необходим для получения первоочередного допуска, поддержания профессиональных навыков действующих диспетчеров, отработки нестандартных и аварийных ситуаций.
Больше всего мне нравятся смены, когда есть активное движение в воздухе, тогда смена пролетает очень быстро и интересно. Сейчас за крайние сутки мы обслужили 42 борта, обычно в период летней навигации мы обслуживали 350 - 400 самолетов. Но все обязательно восстановится, верим в это. Очень хочется, чтобы трафик восстановился быстрее.
Мой муж также работает диспетчером, только я на вышке, а он - в районном диспетчерском центре, на рабочем месте подхода (самолетов на аэродром - прим.). Поэтому работа у нас не остается на работе, ты знаешь, что дома есть с кем обсудить какие-то моменты. Это только плюс, я считаю.
Познакомились с мужем на работе, когда я пришла на смену в «Киевцентраэро». Хотя оказалось, что мы вместе работали еще в «Крымаэрорухе» в Симферополе, но тогда наши смены не пересекались, поэтому встретились мы уже в Киеве.
У нас есть сын, ему в этом году будет 12, и он также мечтает пойти в авиацию. Но роль авиадиспетчера для него пока мало понятна. Поэтому он хочет стать пилотом.
Связь пилот - авиадиспетчер очень важна в нашей работе. Даже акцент и произношение могут стать причиной недоразумения. Поэтому мы используем стандартную англоязычную фразеологию радиообмена, чтобы минимизировать все возможные риски.
Скорость реакции, умение анализировать и прогнозировать ситуацию, способность делать несколько дел одновременно - главные качества, которыми должен обладать авиадиспетчер. Ведь у тебя на связи одновременно может быть 10-15 бортов. Интересно работать, когда есть хороший трафик.
Коллегам желаю, прежде всего, здоровья, хорошего настроения и оптимизма».