19 мая украинский парламент одобрил в первом чтении Законопроект 2424, предполагающий введение еще одного авиационного сбора и устанавливающий ответственность за его неуплату.
Что это значит?
Новость о законопроекте была воспринята неоднозначно, ведь введение нового сбора, когда практически все самолеты стоят на земле, а перевозчики несут беспрецедентные убытки, выглядит по крайней мере странно. Однако, достаточно немного углубиться в историю вопроса, чтобы вернуть все на свои места и понять, что ни о какой «зраде» в данном случае речь не идет.
Плата за воздух
Авиакомпании, летающие в украинские аэропорты, должны платить шесть видов сборов, установленных государством, размер которых обычно включается в стоимость авиабилетов и воздушной грузоперевозки. Прежде всего - это аэропортовые сборы за обеспечение взлета-посадки, авиационной безопасности, обслуживание пассажиров и сверхнормативную стоянку самолетов.
Эти сборы платятся напрямую аэропортам и, в основном, ими же тратятся на свою деятельность. Во вторую очередь, это сборы за аэронавигационное обслуживание самолетов, которые собирает государственное предприятие Украэрорух. В-третьих - это обязательные платежи за каждого отлетающего пассажира и за каждую тонну груза в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях («Спецфонд»).
Последний тип платежей используется украинским регулятором авиационной отрасли Госавиаслужбой непосредственно на обеспечение своей деятельности, а также на оплату членских взносов в различные международные организации, прежде всего в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Помимо платы за пассажиров и грузы, фонд пополняется за счет определенных услуг, предоставляемых регулятором авиаторам, а также платежей все того же Украэроруха. Именно отчисления в Спецфонд стали камнем преткновения между государством и авиакомпанией Международные авиалинии Украины.
Платить согласны не все
Основывая Спецфонд в далеком 1993 году Кабинет Министров Украины преследовал простую и понятную цель - переложить на пассажиров и грузоотправителей расходы на содержание такой дорогой и громоздкой структуры как Департамент авиационного транспорта (предшественник Госавиаслужбы). Ведь, по большому счету, никому другому функционирование этого госоргана было особо не нужно. В результате, на протяжении почти двадцати лет украинские авиационные власти имели дополнительный источник дохода, который позволял им в целом на надлежащем уровне представлять Украину на международной авиационной арене. Также, в отличии от многих государственных органов, Госавиаслужба старается удерживать заработки своих служащих на уровне средних зарплат по авиационной отрасли, чем успешно выполняет международные рекомендации ИКАО.
В 2014 году, на волне общего упадка авторитета государства, основной украинский перевозчик МАУ решил оспорить законность платежей в Спецфонд и отказался их платить. Суды начали выносить противоречивые решения по этому делу, которые часто отражали степень близости собственников авиакомпании и политического руководства страны в каждый конкретный момент. Несмотря на то, что некоторые судебные баталии идут до сих пор, основной посыл от судебной власти стал понятен: платежи в Спецфонд фактически являются видом налога, а раз так, устанавливать их размер должна Верховная Рада, а не Кабмин.
Новые-старые платежи
Не смотря на в целом успешный поход «национального перевозчика» против государства, все остальные авиакомпании продолжали и до сих пор продолжают дисциплинированно платить отчисления в Спецфонд. Понимая, что долго так продолжаться не может, Госавиаслужба нажала на профильный комитет парламента, который и выступил автором Законопроекта 2424. Фактически, будущий закон слово в слово переписывает положения Кабминовского приказа от 1993 года № 819, устанавливающие размер и порядок осуществления некоторых платежей в Спецфонд. Так с каждого отправленного пассажира предполагается взимать $0.5 во внутреннем и $2 в международном сообщении. С каждой тонны отправленного или принятого груза перевозчик заплатит $2.5 во внутреннем и $10 в международном сообщении соответственно. Ряд категорий пассажиров, например, транзитные, освобождаются от оплаты.
Возможно, эти суммы покажутся кому-то чрезмерными, особенно учитывая всеобщий кризис в авиации, а также то, что львиная доля упомянутых платежей пойдет на содержание чиновников. Но если освободить авиакомпании от их уплаты, расходы Госавиаслужбы придется покрывать из бюджета, то есть из кармана каждого украинца, даже если он никогда не ступит на трап самолета. Главное, оценивая законопроект нужно понимать, что он не вводит никаких новых сборов, а его принятие обусловлено исключительно позицией одной авиакомпании решившей, что она может летать украинским небом за счет конкурентов.