После длительного перерыва в Национальном аэрокосмическом университете им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» был осуществлен пробный запуск сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-6.
Уникальный агрегат, единственный в Украине, долгое время не был задействован в научно-исследовательской работе.
Запуск аэродинамической трубы был проведен рано утром 5 июня, причина выбора такого времени - высокое энергопотребление установки, которое составляет 3 МВт, в то время как, например, весь университет требует около 1 МВт.
Комплекс состоит из двух больших частей:
- самой аэродинамической трубы Т-6
- производственного комплекса воздухоподготовки
По словам заместителя начальника аэродинамического комплекса Петра Гнездилова, сердцем этого комплекса является воздушный компрессор, который через повышающий редуктор приводит в действие мощный электродвигатель. Работа системы смазки обеспечена трехкратным резервированием - настолько это сложное, дорогое и уникальное оборудование.
Высокая удельная мощность оборудования приводит к чрезмерному тепловыделению, для снятия которого используется водяная система охлаждения с двукратным резервированием, подземным водным бассейном и внешним охлаждающим комплексом градирни.
Перед попаданием в компрессор воздух проходит стадию осушки и электростатической фильтрации. После сжатия воздух охлаждается в специальных радиаторах и поступает в блок газгольдеров, которые накачиваются до давления восьми атмосфер.
В процессе продувки в течение нескольких минут воздух выпускается в атмосферу со скоростью до 6М. Если продувка производится на дозвуковых режимах, запаса воздуха хватает на 8-10 минут.
Подготовка компрессорного оборудования к запуску составляет около 30 минут, на создание рабочего давления в ресиверах отводится еще полтора часа, и только после этого можно начинать работы в Т-6.
По словам начальника комплекса Виктора Кулешова, по разным причинам за время простоя коллектив покинули несколько ответственных работников, на смену которым пришли молодые специалисты. Система управления является настолько сложной, что запускать ее должны по меньшей мере четыре человека.
Именно они и работали в 47-м корпусе , запуск Т-6 , кроме проверки работоспособности систем и механизмов, был проведен с целью обучения новичков и «оттачивания» их действий до автоматизма.
Один из них, электромашинист Роман Тужиков, например, уже собственноручно руководил всей электроаппаратурой.
При запуске присутствовал также главный энергетик ХАИ Сергей Лузан, ведь столь значительное энергопотребление, хоть оно и является штатно спланированным в рамках энергосистемы университета, следует тщательно контролировать.