10.06.20 

ImageСпутниковая связь всегда уступала обычной сотовой. Терминалы были больше, тяжелее, имели меньший функционал, а стоили − дороже. Тарифы были высокими. Подключить к интернету стороннее устройство, например, веб-камеру было сложно. 

Но теперь все изменилось. Крупнейший оператор, американская компания Iridium, представила миру новую платформу − Certus. Пользователи ждали этого события последние лет пять. Теперь уже операторам сотовой связи следует задуматься. По крайней мере, в некоторых сегментах рынка. 

Iridium Certus − это будущее. Которое может стать вашим. Может изменить ваш бизнес или даже вашу жизнь. А если вы работаете в индустрии коммерческого судоходства или авиаперевозок, вас обяжут купить, установить и оплачивать Iridium Certus. Но не спешите расстраиваться − скорее всего, тарифы будут ниже тех, по которым вы работаете сейчас. 

Почему сотовые операторы раньше обыгрывали спутниковых

Есть всего три проблемы. Но каждая из них кажется неразрешимой. 

Время

Пока компания разрабатывала спутники, производила их, выводила на орбиту, проходило не менее пяти лет. За это время технологии делают большой шаг вперед. Появлялось не только новое оборудование, но и новые стандарты. Вспомните, какой была скорость мобильного интернета пять лет тому назад. Сейчас эти цифры способны лишь вызвать улыбку. 

Расстояние

Вторая проблема спутниковой связи − большие дистанции. Чтобы спутник "висел" над одним местом земной поверхности, его нужно вывести на геостационарную орбиту. Получается удобно − аппарат всегда находится в зоне видимости. Подключайся к нему, когда нужно и работай. 

Вот только геостационарная орбита находится на высоте примерно 35 786 км над уровнем моря. Радиосигнал преодолевает это расстояние более, чем за 0,1 секунду. Для односторонней связи, такой, как прием телевизионного сигнала, это не имеет большого значения. Но инженерам уже приходится идти на определенные ухищрения, чтобы организовать качественную двустороннюю голосовую связь. 

А для передачи данных, например, для автоматизированных систем, такие временные задержки вызывают серьезные сложности. Возьмем, например, автомобильную систему слежения. Пока сигнал дойдет до спутника, отправится к другому абоненту, опять вернется на спутник и вернется на автомобиль, пройдет 0,4 с. При скорости езды в 100 км/ч автомобиль за это время пройдет почти 28 метров. А рейсовый авиалайнер (на скорости 800 км/ч) − почти 223 метра. Слишком много. 

Выход есть − спутники нужно разместить ниже, на низкой околоземной орбите. Но там они не будут "висеть" над одним местом. Там они мчатся на огромных скоростях. Поэтому группировка должна быть большой. Не менее 64 аппаратов. 

Деньги

Стоимость установки одной вышки мобильной связи − менее $100 тыс. Без учета аренды места на крыше. Стоимость запуска одного коммуникационного спутника − более $100 млн. Без учета стоимости разработки, наземных станций координации и других расходов. 

Спутниковые операторы вынуждены были инвестировать огромные суммы. Поэтому их услуги всегда были такими дорогими. Высокая стоимость резко сокращала количество потенциальных клиентов. 

У оператора сравнительно мало абонентов. Поэтому он вынужден повышать цены, чтобы покрыть затраты и вернуть инвестиции. А высокая цена − отпугивает новых клиентов. Замкнутый круг.

Image 

Iridium NEXT − разрыв порочного круга и решение всех трех проблем

Американская компания Иридиум пережила два банкротства и выжила только благодаря помощи правительства США. Развернуть спутниковую группировку, покрывающую весь Земной шар, оказалось невозможным без поддержки военных. 

Специалисты компании сделали правильные выводы. И создали спутниковую группировку нового поколения − Iridium NEXT. 

Время

Iridium начал строить новую группировку, не прекращая работу старой. Переход на новые стандарты проходит постепенно. Разработчики получили больше времени на внедрение и тестирование технологических новинок. 

Новая сеть Iridium NEXT − это единая платформа передачи данных. В ней нет разделения на голос, текстовые сообщения и выход в интернет, как это было раньше. Системе не важно, сколько человек одновременно пользуются услугами с одного терминала, одной антенны. Важно лишь, сколько бит информации при этом проходит. То есть, десять человек, одновременно говорящих по телефону, будут передавать меньше данных, чем одна потоковая трансляция видео. 

Старт разработки системы − 2010 год. Инженеры сразу взяли прицел на будущее. Они сразу сделали упор на IoT ("интернет вещей" − доступ в сеть для автоматизированных устройств, а не людей) и M2M (общение между устройствами, а не людьми). Тогда, десять лет назад, эти технологии находились лишь в разработках. Сегодня − применяются повсеместно. 

Расстояние

Конечно, Iridium разворачивался на низкой околоземной орбите. В NEXT 66 рабочих спутников летят на высоте 780 км, а 9 резервных − на 667 км. По 11 аппаратов в каждой из шести орбитальных плоскостей. 

Все компоненты системы вывели на орбиту ракеты-носители Falcon 9 компании Space X. Это стало поворотной точкой проекта. Илон Маск снизил стоимость запуска в несколько раз. Iridium этим воспользовался, существенно улучшив финансовые показатели проекта. 

Интересно, что Илон Маск использует первые ступени Falcon 9 после запуска спутников Iridium NEXT для вывода на орбиту аппаратов своей телекоммуникационной сети Starlink. 

Деньги

Iridium полностью сконцентрировался на услугах связи. А создание спутников и абонентских терминалов отдал другим компаниям. Конкурс на производство космических аппаратов выиграла франко-итальянская Thales Alenia Space. Она же занимается выпуском устройств для абонентов. Это помогло американцам снизить собственные затраты. 

На спутниках разместили дополнительное оборудование. И не что-то там для научно-исследовательских целей, а системы для удаленного контроля. Iridium предоставил место межгосударственным организациям, осуществляющим контроль за глобальными перевозками. 

Вот, что они вывели на орбиту:

  • ADS-B — система глобального наблюдения в реальном времени за коммерческой авиацией.
  • AIS — глобальный мониторинг морского транспорта.
  • GEOScan — система датчиков для исследования климата и окружающей среды.

Блестящее решение. Всех владельцев морских и авиационных судов обяжут ставить датчики. И покупать подписку на передачу данных. 

Но это даже хорошо. Выигрывают все. Ведь системы слежения и контроля приводя в Iridium новых клиентов. Рост количества абонентов позволят снизить стоимость услуги. Соответственно, моряки и авиаторы платят меньше за подключения систем слежения. Опять получается круг. Только на этот раз − не порочный, а взаимовыгодный. 

Платформа Iridium Certus

Терминалы

Терминалы − компактные и быстрые. Конкретно − передача данных в 2 раза быстрее в L-диапазоне, чем у ближайшего конкурента. Но можно использовать и старое оборудование. Оно тоже будет работать. Но тогда скорость будет ограничена его пропускной способностью. 

Скорость передачи данных уже сейчас поддерживается на уровне 352 кбит/сек. А уже в ближайшее время она должна возрасти до 704 кбит/сек. Вполне достаточно для стабильной трансляции видеосигнала приемлемого качества. 

Никаких сложностей с подключением. Абонентское оборудование (в большинстве случаев) − это выносная антенна и многофункциональный блок управления. А уже к нему вы можете подключать то, что вам необходимо. Например, автоматическую систему слежения, веб-камеру или корабельную мини-АТС на десяток "трубок". 

В новых системах терминал − это платформа, имеющая определенное количество выходов. Например, Thales Iridium Certus 350 имеет три телефонные линии, к которым можно подключать и обычные POTS телефоны, и цифровые Ай-пи терминалы SureLINK IP, и любые смартфоны под управлением Android. Причем на смартфон достаточно лишь установить приложение и подключиться к терминалу по Wi-Fi. 

Наличие трех линий дает возможность одновременно трем абонентам вести разговор. А подключиться может и десять пользователей. При этом передача данных (например, от корабельных систем слежения, мониторинга и автоматического обмена информацией) идет параллельно. 

Антенны 

В конструкции антенн поворотный механизм все чаще заменяется стационарным блоком с несколькими фазированными решетками, направленными в разные стороны. То есть, теперь почти все антенны относятся к классу внешних пассивных всенаправленных.

Поэтому высокие цилиндрические обтекатели заменяются на приземистые диски. Чем меньше движущихся механизмов, тем меньше трения. Срок службы оборудования продлевается. А время "холодного" старта − сокращается. 

Трансиверы

Ранее девайсы этого класса использовались редко. Теперь же в Iridium Certus они становятся самой популярной категорией. Трансивер − это приемопередатчик, ориентированный на автоматизированный обмен данными, без органов управления и индикации на корпусе. 

Например, к этому классу относится Iridium Certus 9770. Выглядит он как небольшая металлическая коробка с несколькими выходами. Никаких экранов, кнопок и трубок. Вес − всего 185 грамм, меньше, чем у современного смартфона. Размеры − 14 см х 6 см х 1,6 см. Как бюджетный смартфон с 6-дюймовым экраном. Средняя скорость передачи 22 кбит / с, приема − 88 кбит / с. 

Основная задача такого устройства − передавать телеметрические данные в системе глобального слежения за полетами коммерческой авиации ADS-B. То есть, Iridium CertusTM 9770 (или его аналог) в ближайшем году будет установлен на всех невоенных самолетах.

Однако, вы можете подключить к трансиверу еще и 2 телефонные линии. И передавать или принимать другие данные. Например, обмениваться информацией с центральным офисом авиакомпании. 

Деление на классы 

Теперь никаких непонятных слов или цифр в названиях. Не имеет значения, у какого производителя вы берете оборудование. В его названии будет указан класс Iridium Certus. И этой информации будет вполне достаточно для того, чтобы узнать основные характеристики и сферы применения конкретного устройства. 

Обратите внимание − указывается скорость передачи. Скорость приема будет выше. 

Iridium Certus 20. Скорость передачи − 22 кбит/с. Предназначение:

  • Глобальная морская система связи при бедствии GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System). 
  • Адресно-отчетная система авиационной связи ACARS (Airborne Communications Addressing and Reporting System). 
  • Корпоративные и частные системы слежения и мониторинга движимых объектов. 
  • Ведение и хранение журнала телеметрических и геопозиционных данных. 
  • Удаленное управление автоматическими системами.
  • Телефонные разговоры, пользовательский доступ в интернет (нужно дополнительное оборудование). 

Iridium Certus 100. Скорость передачи − 88 кбит/с. Предназначение: 

  • Пользовательский доступ в интернет, VPN сервисы. 
  • Отправка/получение электронной почты. 
  • Получение информации о погоде в графическом представлении (WX).
  • Отправка изображений. Например − фотографий с автоматических камер. 
  • Проверка информации о кредитных картах, эквайринг. 

Iridium Certus 200. Скорость передачи − 176 кбит/с. Предназначение:

  • Получение информации для Электронных картографических навигационно-информационных систем (ЭКНИС, Electronic Chart Display and Information System, ECDIS). 
  • Получение других аэронавигационных карт и данных. 
  • Трансляция аудио. Например, с микрофонов аудио-мониторинга. 

Iridium Certus 350. Скорость передачи − 352 кбит/с. Предназначение:

  • Трансляция телеметрии полетных данных в авиации. 
  • Обеспечение работы станций VSAT. 
  • Трансляция видео низкого разрешения. 

Iridium Certus 700. Скорость передачи − 704 кбит/с. Предназначение:

  • Трансляция видео стандартного качества. 
  • Проведение видеоконференций. 
  • Предоставления доступа в интернет/VPN большому количеству пользователей. Например, на круизных лайнерах или пассажирских самолетах. 
  • Телемедицина. 

Iridium Certus 1400. Скорость передачи − 1408 кбит/с. Предназначение:

  • Трансляция видео высокого качества (High definition − HD). 
  • Проведение видеоконференций. 
  • Предоставления доступа в интернет/VPN большому количеству пользователей.
  • Телемедицина. 

Стоимость оборудования и тарификация

Поминутная тарификация разговоров, к сожалению, сохранилась. Это связано со спецификой организации телефонной связи. Вы получаете номер телефона, на который могут звонить абоненты любых сетей со всего мира. 

Конечно, в целях экономии можно пользоваться любыми мессенджерами и программами для аудио-видео связи. В этом случае вы будете платить только за использованный трафик. 

Стоимость минуты разговора останется примерно на том же уровне, что и сейчас − от $0,6 и дешевле. И короткое сообщение будет стоить от $1 и дешевле. В зависимости от вашего тарифного плана. Чем выше сумма абонплаты, тем дешевле обойдется минута, сообщение и мегабайт переданных данных. 

Абонплата пока сохраняется. Минимальный контракт будет на уровне $64 для наземных сервисов и $120 для морских. 

Деление на сферы применения

Теперь стоимость услуг и оборудования будет зависеть от того, где и как вы его применяете. Всего будет три сферы:

  1. Наземная. Самые низкие цены и тарификация. 
  2. Морская. Цена выше, чем у наземной. 
  3. Авиационная. Пока еще завершается разработка. 

Оборудование

Стоимость крупных систем (таких, как корабельная многофункциональная станция на несколько телефонных линий) снижается. Построить систему для морского или воздушного коммерческого судна теперь можно за меньшую сумму. 

Это связано, в первую очередь, с тем, что абонентское оборудование вы покупаете отдельно. То есть, в рамках Iridium Certus вы приобретаете антенну и трансивер. А мини-атс, телефонные аппараты и трубки, роутер, Wi-Fi ретрансляторы покупаете отдельно. 

Отличная новость. Теперь не нужно переплачивать за Wi-Fi, входящий в состав "оборудования для спутниковой связи". Можно взять более дешевую и практичную модель. 

Выводы

Iridium Certus − это лучшая, на сегодняшний день, платформа для профессионального использования спутниковой связи. Она объединяет в себе автоматические системы слежения и контроля, установка которых является обязательной для коммерческого судоходства и авиасообщения. 

Платформа гибкая − теперь не нужно переплачивать за избыточные возможности. Каждый подбирает себе технику, скорость передачи и ширину канала, по своим потребностям. 

Если подойти прагматично и тщательно взвесить свои потребности, можно построить корабельную или авиационную систему примерно на 30% дешевле существующей. 

При этом возрастет скорость обмена данными, снизятся расходы и повысится качество связи в целом. Будущее наступило.

Материал предоставлен - https://spotme.ua/