Военные медики отрабатывают нормативно-правовую базу аэромедицинской эвакуации.
В ее основу ляжет Положение о аэромедицинской эвакуации. Оно основывается на колоссальных наработках коллектива Военно-медицинского клинического центра Центрального региона в течение 2001-2019 годов: в клиниках, отделениях, на борту операционно-реанимационного самолета собственной разработки Ан-26 «Вита», транспортных вертолетах Ми-8, при оказании помощи 6000 раненым и больным в мирное время и во время боевых действий.
Громадное значение для его создания послужили наработки, полученные военным врачом Военно-медицинского клинического центра Центрального региона Вадимом Бабием в многочисленных профильных международных военных учениях и тренировках.
Вадим Бабий имеет колоссальный опыт в этом направлении, ведь сопровождал и оказывал помощь 650 больным и раненым, которых перевозили аэромедицинской эвакуацией. На Востоке он с первых дней военной агрессии России против Украины. Пережил тяжелое ранение, едва не потерял зрение. Впрочем, благодаря профессионализму отечественных и зарубежных врачей восстановился и снова на передовой: и в операционной, и в предоставлении медпомощи военным на фронте, и в составе бригады врачей на специализированном санитарном самолете Ан-26 «Вита».
Кстати, «Вита» - единственный в Украине военно-транспортный самолет, на борту которого проводят хирургические операции прямо в воздухе, когда жизнь человека решают считанные минуты. Идейным вдохновителем создания этого самолета стал генерал-майор медицинской службы Петр Мельник. Конечно, создать украинскую «Виту» Петру Степановичу помогали надежные единомышленники - опытные коллеги: генерал-майор м / с А.Верба, полковник м / с О.Столяренко, полковник м / с М.Драчевский, полковник м / с В.Колесюк, полковника м / с Л.Хлебовская, подполковник м / с В.Кондратюк, подполковник м / с В.Бабий, подполковник м / с П.Горчук, подполковник м / с О.Миненко.
Впрочем, аэромедицинская эвакуация - это не только упомянутая «Vита». Это и другие специально оборудованные самолеты и вертолеты, а также целый комплекс мероприятий, персонал, нормативно-правовая база.
Когда вступит в действие Положение об аэромедицинской эвакуации и что ожидают от этого военные медики, мы спросили у начальника Военно-медицинского клинического центра Центрального региона полковника Александра Завроцкого.
- Ожидаем окончания карантина и вступления в силу настоящего Положения. Это очень важно и нужно. Чего хотим? Ну, во-первых - чтобы было сертифицировано современное оборудование, необходимое для осуществления аэромедицинской эвакуации наших больных и раненых авиационным транспортом Прежде всего - это специальные модули. У нас отработана медицинская часть по адаптации этих модулей к медицинскому оборудованию, которое будет располагаться в воздушных судах.
- То есть модули можно располагать не только на «Вите», но и на других санитарных бортах?
- Этот модуль универсален: может быть применен как на самолетах, так и на вертолетах, которые эксплуатируются в Вооруженных Силах. Разработала этот модуль отечественная компания - «Основа 2000». Операционно-реанимационный самолет Ан-26 «Вита» было создано специально для аэромедицинской эвакуации. В нем есть все для оказания помощи, а в случае необходимости также проведение операции пострадавшему во времени эвакуационного полета. Другие вертолеты и самолеты настолько не оснащены медицинской аппаратурой и оборудованием, не адаптированы для предоставления максимальной медпомощи раненым или больным. И именно модули призваны исправить эту ситуацию. Два, три, четыре, пять тяжелобольных или раненых - устанавливается именно такое количество модулей, которое необходимо. Мы должны создать соответствующие условия врачу, чтобы он мог профессионально выполнить задания, которые на него возложены. А модуль и дает возможность адаптировать то оборудование, которое есть, обеспечить подачу кислорода и т.п. Модуль - это не только улучшение условий транспортировки тяжело раненного, а оборудование для возможности осуществления врачом медицинской эвакуации. В мире такие модули есть, но стоимость их намного превышает те, которые разработала украинская фирма.
- Есть какие-то особые требования к летному составу и профессионализму медиков?
- Безусловно! В этом аспекте продуманная работа, как Командования Медицинских Сил, так и Воздушных Сил. У нас врачи, как и пилоты проходят профессиональную подготовку по изучению иностранного языка, по аэромедицинской эвакуации за рубежом. То есть, пока есть бригады, прошедшие обучение и которые принимали участие в международных военных учениях и тренировках. Они получили высокий уровень оценки и доверия иностранных профи. Осуществляли различные виды эвакуации - самолет, вертолет, санитарный транспорт-самолет, санитарный транспорт-вертолет, самолет-воздух с одного аэродрома на другой. Кроме того, прошли подготовку неотложной аэромедицинской помощи, получили международные сертификаты. Есть специалисты медицинские и летный состав - и летная техника должна быть современной и тогда мы можем осуществлять эту стратегическую медицинскую эвакуацию не только в Украине, но и в интересах других международных структур. И это было бы очень полезно, причем для всех.
Служба по связям с общественностью Командования Воздушных Сил ВСУ