Мировая авиационная отрасль из-за пандемии и самого масштабного за последние десятилетия кризиса, оказалась на грани выживания. Некоторые участники рынка могут не возобновить свою работу.
В результате введенных правительством карантинных мероприятий падение трафика в воздушном пространстве Украины в течение второй половины марта - начале июня 2020 составило около 95% с негативными пиками до 98% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Прогноз восстановления объемов полетов до конца 2020 года для Украины составляет 50% от трафика 2019 года, а полное восстановление показателей 2019 ожидается не ранее конца 2022 года.
Учитывая то, что авиационная и смежные отрасли в развитых экономиках мира генерируют до 10% ВВП страны, вопрос ее восстановления для многих правительств Европы и мира уже стал приоритетным. Аэропортам, провайдерам аэронавигационного обслуживания и авиакомпаниям предоставляются многомиллионные дотации и предлагается освобождение от налогов и сборов на время действия обстоятельств непреодолимой силы и дальнейшего выхода из кризиса.
На днях участники авиарынка - Украэрорух, аэропорты Львов и Запорожье, авиакомпании SkyUp Airlines и Azur Air Ukraine - обратились к первым лицам страны с общей позицией о государственной поддержке предприятиям и компаниям, без которых невозможен ни один безопасный взлет или посадка самолета в Украине. В письме, в частности, говорится, что в случае принятия неотложных мер на государственном уровне можно будет не только минимизировать потери участников авиарынка после кризиса, но и обеспечить устойчивое развитие авиационной отрасли в будущем.
Механизмы финансовой поддержки и отсрочка налогов, безусловно, важны, чтобы пережить сложные времена. Однако сейчас необходимы действенные шаги дальнейшего развития отрасли.
Следующим шагом может стать решение по развитию транзитных полетов в воздушном пространстве страны и новых транзитных возможностей для украинских авиакомпаний. Этот путь не требует никаких финансовых ассигнований со стороны государства. Наоборот, он обеспечит конкурентоспособность украинских авиакомпаний на рентабельных азиатских направлениях, значительно оптимизирует расходы авиакомпаний в посткризисный период. Кроме того, позволит обеспечить бесперебойную работу провайдера аэронавигационного обслуживания, который, в отличие от авиакомпаний, не может приостановить свою деятельность, ведь является частью панъевропейской инфраструктуры и основой Объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения Украины, от которой зависит обороноспособность государства и безопасность полетов.
Транзитные потоки всегда обеспечивали основную часть доходов провайдеров аэронавигационного обслуживания. В частности, в структуре доходов Украэроруха почти 70% составляли поступления именно от транзита. Сравнивая объемы авиаперевозок в воздушном пространстве Украины с успешным 2013 годом, констатируем тот факт, что тогда были предоставлены услуги для 534 581 рейса, из которых 66% - транзитные. В 2019 году в воздушном пространстве страны было осуществлено 335 407 рейсов, а процент транзита уменьшился до 42%. Фактическое падение объемов транзитных полетов в 2019 году по сравнению с 2013 годом составляет 60%. В этом году - по известным причинам - ситуация ухудшится еще больше.
В целом, начиная с 2014 года, потери по наиболее прибыльному источнику поступлений за обслуживание транзитных потоков составляют более 20 млрд гривен.
Рентабельные транзитные потоки проходили ранее в международном воздушном пространстве над Черным морем, где за обслуживание воздушного движения ответственна Украина согласно международным договорам.
Критическое падение транзитных потоков в 2014 году стало результатом временной оккупации Российской Федерацией территории АР Крым и незаконного захвата регионального структурного подразделения предприятия Крымаэрорух. В результате воздушное пространство над территорией АР Крым было полностью закрыто для полетов воздушных судов.
Как результат, Украина потеряла большую часть транзита (авиационное сообщение стран Европы со странами Азии и Ближнего Востока), основная часть которого проходила в пределах Симферопольского района полетной информации. Соответственно, была потеряна и значительная часть полетов.
В июле 2014 года негативная ситуация с падением объемов воздушного движения ухудшилась и стала критической в результате закрытия воздушного пространства над юго-восточным регионом страны (над Донецкой и Луганской областями). После катастрофы пассажирского самолета Боинг 777 Малайзийских авиалиний воздушное пространство над востоком страны было закрыто.
Кроме того, в ответ на неправомерные действия Российской Федерации, которые ограничивали полеты украинских авиакомпаний в их воздушном пространстве, решением КМУ от 25.11.2015 года были применены зеркальные меры по введению полного запрета на все транзитные полеты авиакомпаний РФ над Украиной.
С тех пор транзитные воздушные потоки между Европой и Азией сместились южнее, что повлекло перегруженность воздушного пространства Турции. Очевидно, что из-за необходимости облетать Украину авиакомпании, прежде всего европейские, получают огромные убытки, которые измеряются сотнями миллионов евро в год - перерасход горючего, увеличение продолжительности полета, дополнительные летные часы экипажей.
Украина уже много сделала для возрождения своего транзитного потенциала. Для восстановления использования воздушных трасс над акваторией Черного моря самолетами гражданской авиации украинские специалисты во взаимодействии с Евроконтролем разработали подробный анализ безопасности полетов в воздушном пространстве Украины. Европейское агентство по безопасности авиации - EASA - также подтверждает, что Украина приняла эффективные меры для обеспечения безопасности полетов в этом районе.
Единственным приемлемым для нас путем нормализации потоков воздушного движения является предложенный Украиной сценарий, предусматривающий отмену незаконных публикаций аэронавигационной информации РФ и возобновление полетов в международном воздушном пространстве Симферопольского района полетной информации, где аэронавигационное обслуживание будет предоставлять исключительно Украины.
Кроме того, осенью 2018 Федеральная авиационная администрация США (FAA) пересмотрела федеральные правила о запрете на полеты в воздушном пространстве Украины. На основании проведенного FAA были расширены границы воздушного пространства под ответственностью Украины, доступного для полетов гражданских воздушных судов авиаперевозчиков с регистрацией в США. Такое решение FAA - тот маркер, на который обращают внимание авиационные администрации других стран, поскольку требования FAA к уровню безопасности полетов очень высоки.
Со стороны авиационных властей Украины сделан тот максимум, который необходим для восстановления транзитных полетов через воздушное пространство страны.
Транзит - действенная практика эффективного использования воздушного пространства страны, привлечения дополнительных валютных поступлений в бюджет и развития рынка авиационных перевозок.
Для окончательного решения этого вопроса крайне нужна помощь на самом высоком государственном уровне. Сейчас судьба транзитного потенциала находится преимущественно в дипломатической плоскости.