В Харькове впервые в истории Украины состоялся Всеукраинский съезд авиастроителей
27 июня в Харькове впервые в истории Украины состоялся Всеукраинский съезд авиастроителей: решили настаивать на создании управленческой вертикали - до уровня министерства, которым должен управлять вице-премьер-министр
В съезде приняли участие представители ведущих предприятий авиапромышленной отрасли, в частности ГК "Антонов", АО "Мотор Сич", ГП "Ивченко-Прогресс», компания FED (АО «ФЭД»), ГП «Харьковский машиностроительный завод« ФЭД », Харьковское государственное авиационное производственное предприятие. В съезде также принял участие председатель облгосадминистрации Алексей Кучер.
На съезд согласно кворума было избрано 44 делегата. По данным регистрации прибыло 38 делегатов. Зарегистрированное количество делегатов позволила начать первый в истории страны Всеукраинский съезд авиастроителей. Решение открыть съезд было принято единогласно: все присутствующие в зале представители авиастроения Украины подняли свои мандаты. После голосования и объявления съезда открытым прозвучал гимн Украины.
Авиастроители обсудили текущую ситуацию на предприятиях отрасли и перспективы сохранения и развития авиационной промышленности Украины.
Ожидалось, что на съезд приедут и представители ГК "Укроборонпром", в структуру которого входит значительное количество авиапредприятий. Однако ни один сотрудник ведомства на мероприятие не прибыл. Официальная причина - карантин по коронавирусу.
Кроме того, похоже, что инициатива авиастроителей развивать отрасль заинтересовала концерн, и тамошние специалисты решили самостоятельно разобраться в ситуации, сложившейся в авиастроении. Как сообщила пресс-служба "Укроборонпрома" в пятницу, 26 июня, как раз перед открытием съезда начала работать специальная группа из представителей предприятий отрасли под председательством заместителя генерального директора по трансформации концерна "Укроборонпром" Романа Бондаря.
Инициатива полезна, но примеры альтернативных точек развития украинской авиации уже были: за власть боролись "Антонов" и ХГАПП. В результате, на Харьковском авиазаводе в цехе окончательной сборки стоят недостроенные самолеты, а завод - простаивает. Зачем же повторять ошибки прошлого и создавать разнополярные точки развития, разрабатывать множественные планы? А решение "Укроборонпрома" в области авиации могут быть весьма оригинальными. Все помнят историю с попыткой развивать ХГАПП путем налаживания на заводе производства траков. Конечно же, попытка так и осталась попыткой, потому что строить самолеты и танки - это несколько разные вещи. Однако, определенный опыт специалисты ведомства получили и учтут его, создавая новые «рецепты» возрождения отрасли.
Но все равно очень жаль, что посыл президента Ассоциации "Укравиапром" Виктора Попова выработать единую государственную политику в области авиастроения остался не услышанным чиновниками концерна.
Именно сегодня крайне важно выработать единую государственную политику в области авиастроения и оживить ее. «Только представьте, - сказал журналистам после съезда Попов, - с 2014 года не выпущено ни одного самолета! А это говорит об очень неэффективном управлении отраслью. Другие страны с нуля создают авиационную промышленность, например, Турция, Южная Корея, растет производство в Китае. А мы, имея свои прекрасные производства, перестали выпускать самолеты. Поэтому возникла необходимость собраться, выработать решения и передать их правительству. Мы хотим, чтобы самолеты выпускались, заводы - работали».
Отрасль в цифрах:
В сфере авиапрома сейчас работает 53 тыс. Сотрудников. По итогам 1 квартала 2020 году объем производства впервые за много лет упали на 20%. Ранее объемы реализации продукции авиапрома составили около 30 млрд грн ежегодно.
В частности, в Харьковской области, где прошел съезд, работают пять крупных промышленных предприятий области. На них трудятся 5,5 тыс. Рабочих. Харьковское авиационное предприятие имеет возможность серийно выпускать самолеты.
При наличии государственной поддержки объемы производства авиационной отрасли могут вырасти в 5-6 раз. Кроме того, это даст колоссальный Мультипликаторные эффект для смежных отраслей.
Дать авиапрому крылья
«Именно сейчас, как никогда, авиапрома нужна помощь государства. Ведь в других странах в поддержку своих авиапроизводителей выделяют огромные суммы. Наша программа предусматривает не такие большие суммы. Речь идет о внутреннем государственном заказе, о котором мы говорили на съезде. Стоимость продажи самолета Ан-140 составляет 200 млн. грн.
Нужен государственный заказ на два готовых самолета Ан-140, которые находятся на ХГАПП. Это, кстати, позволит решить проблему задолженности по зарплате на заводе и даст оборотные средства для завершения еще одного самолета, предназначенного для Казахстана. Продажа этого самолета позволит вложить средства в еще шесть недостроенных на авиазаводе самолетов. Таким образом, будет запущено производство на ХАЗе », - отметил Попов.
По его словам, в целом программа предусматривает инвестиции в 2 млрд. грн. на 10 лет. Эти инвестиции и ряд других мероприятий дадут мультипликаторный эффект. «Важно также завершить процесс импортозамещения, начавшийся после введения антироссийских санкций. В этом деле также нужна помощь государства», - подчеркнул Попов.
В работе съезда приняли участие народные депутаты члены депутатской фракции политической партии "Слуга народа" Александр Бакумов и Мария Мезенцева. Они выразили поддержку авиабудивнийгалузи и обещали лоббировать интересы украинских авиастроителей, решить проблемы Харьковского авиазавода.
Депутаты от Харьковской области единогласно поддерживают отечественное авиастроение
Как отметил Александр Бакумов, депутаты от Харьковской области единогласно поддерживают отечественное авиастроение.
"Должен вас заверить, что авиастроение в Украине должно быть, самолеты должны летать самолеты должны строиться. Если есть проблема в том, что вас отфутболивают, то у меня есть четкое предложение. Правительство подотчетно и подконтрольно парламенту. Правительство отвечает за целый ряд программных вопросов .
Если есть вопросы, специалисты и специалисты промышленности видят алгоритм действий, по которым должно идти государство, и этот алгоритм поддерживается предприятиями, которые производят авиапродукт, предложите нам законопроект, об общих принципах деятельности авиапромышленной политики. Мы поддержим этот законопроект и пусть выполняют закон. Тогда мы спросим Правительство и исполнительные органы власти - выполняют ли они закон, регламентирующий действия, порядок их выполнения и главное - сроки на ближайшую перспективу 5- 10 лет. Если Правительство и все институты государственной власти выполняют эту программу - мы ставим им зачет, если нет -отправляем их в отставку. Это будет действенным механизмом, который прекратит издевательство над авиационной отраслью, которая была сверхмощной состоянию на 1991 год ", - отметил депутат.
"Прошу передать нам резолюции этого форума и активно приглашать нас и в дальнейшем", - заявила Мария Мезенцева
Мария Мезенцева подчеркнула, что вопросы, озвученные на съезде, уже могут быть озвучены на следующей неделе в Киеве.
"Предлагаю использовать заседание правительства, которые проходят по средам и вынести вопрос уже на следующую. Народные депутаты должны выполнять эту функцию. Прошу передать нам резолюции этого форума и активно приглашать нас и в дальнейшем. Поддерживаю также предложение по преференциям для внутренних авиаперевозок", - подчеркнула Мезенцева .
Опять "Укроборонпром"
Проблему, связанную с зависимостью гражданских авиапредприятий от "Укроборонпрома", поднял на съезде председатель ХОГА Алексей Кучер. Он подчеркнул, что уже много лет ХАЗ переживает сложные времена, и орган управления предприятием - ГК "Укроборонпром" - до сих пор не предложил план вывода авиазавода из кризиса.
Кучер отметил, что на этапе подготовки к съезду авиастроителей он получил информацию о том, что в течение месяца будут подписаны контракты на изготовление харьковским авиационным заводом 13 самолетов. Однако эти обещания сомнительны. Поэтому председатель ХОГА предложил представителям авиапредприятий снова собраться в Харькове через месяц-полтора, и если обещанные договора не будут подписаны, принимать конкретные решения по организации процессов самолетостроения в стране.
В частности, эти решения должны приниматься на уровне руководства концерна "Укроборонпром".
«Я критически отношусь к руководству. Обещания и поручения необходимо выполнять, а обязательно - выполнять поручения президента. Если обещания не выполняются, такие люди не могут возглавлять такие серьезные предприятия, как "Укроборонпром", - подчеркнул глава области.
Руководители предприятий в своих выступлениях также говорили о неэффективном управлении отраслью и о необходимости разработки действенной государственной программы развития авиастроения.
Наступил момент, когда государство должно решить: нужна авиастроительная отрасль стране или нет», - подчеркнул генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Сергей Задорожный.
«Президент лично дал команду оборонному ведомству рассмотреть и доложить о возможности приобретения двух уже готовых самолетов. Мы с "Укроборонпромом" четыре месяца обсуждали эти вопросы. Но проблема так и осталась открытой. Наступил момент, когда государство должно решить: нужна авиастроительная отрасль стране или нет », - подчеркнул генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия Сергей Задорожный.
С другой стороны, президент Ассоциации «Укравиапром» Виктор Попов отметил, что предприятия гражданского авиастроения вообще не должны находиться в подчинении оборонного ведомства.
«Мы отстаиваем создание в авиационной отрасли механизмов, которые позволили бы нам производить и разрабатывать новую авиационную технику, позволяющих использовать современные финансовые инструменты, привлекать иностранных инвесторов. Когда сегодня говорят о том, что "Укроборонпром" будет привлекать иностранных инвесторов, то я хочу задать вопрос: вы знаете, что европейское законодательство запрещает работать с оборонными предприятиями? Никогда "Антонов" не сможет работать с Airbus, пока он в "Укроборонпроме", - подчеркнул Виктор Попов.
Он отметил, что для развития отрасли необходимо иметь профильное министерство и профильного вице-премьера, а также разработать соответствующие программы.
«На сегодняшний момент происходит только одно: Президент дает задание, и оно погибает в бюрократии. Мы с нетерпением ожидаем, что государство все же прислушивается и возобновит производство. Сегодняшний съезд - доказательство того, что отрасль жива. Отрасль просит помощи, но и отдача от нее очень большая », - отметил член совета директоров" Мотор Сич "Владимир Семенов.
Участники мероприятия поддержали инициативу Алексея Кучера собраться в Харькове после того, как «Укроборонпром» выполнит (или не выполнит) свои обещания относительно государственного заказа на самолеты, для того чтобы договориться о дальнейших совместных действиях по развитию украинского авиастроения.
Откуда ждать поддержки
На съезде подчеркнули, что важным моментом является внимание, которое уделяется области Президент Украины Владимир Зеленский. Его инициатива по созданию национального авиаперевозчика даст импульс для развития авиастроения. Для авиации важно, чтобы самолеты эксплуатировались в стране, где они производятся. Тогда их гораздо легче продавать на внешних рынках.
Кроме этого, ожидаются поступления иностранных инвестиций в Харьковский авиазавод.
«Я получил информацию о письме из Канады. В письме от 25 июня говорится, что рабочая группа из Канады хочет прибыть в ближайшее время в Харьков для обсуждения вопросов, связанных с заказом самолетов на Харьковском авиазаводе. В ближайшее время займемся организацией приезда партнеров », - заявил председатель ХОГА.
Результаты
На съезде была предложена ряд важных инициатив:
- гарантировать государственный заказ;
- обеспечить финансирование мероприятий по поддержке авиастроения отдельной строкой в госбюджете;
- создать профильное министерство, которое займется, в частности, выводом Харьковского авиазавода по банкротству;
- поддержать эксплуатантов отечественной авиатехники за счет лизинговой кампании;
- создать авиастроительный холдинг "Антонов" с учетом интересов государства, трудовых коллективов и отрасли;
- обеспечить развитие частно-государственного партнерства в авиастроении, концессионных проектах, технопарках, технополисах, свободных экономических зонах.
На следующей неделе резолюция съезда и разработанные на нем предложения будут направлены в Офис Президента Украины. В этом заверил председатель Профсоюза авиастроителей Украины Ярема Жугаевич. Он подчеркнул, что авиастроители будут настаивать на создании управленческой вертикали - до уровня министерства, которым должен управлять вице-премьер-министр. Только в этом случае управление такой колоссально сложной отраслью может быть эффективным.
Работа съезда была прекращена. Ее решили продолжить, когда в съезд смогут принять участие Президент и Премьер-министр Украины.