Комиссия Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами провела расследование авиационного происшествия, которое произошло с самолетом ТВ-9 G-GCOY на ЗПМ Каховка Херсонской области.
18.05.2019 произошел пожар самолета ТВ-9 G-GCOY, заводской № 233, владелец воздушного судна - AT Aviation Sales LTD (UNITED KINGDOM), командир воздушного судна планировал выполнить частный полет по маршруту ЗПМ Каховка Херсонской области в ЗПМ Христенкове Сумской области согласно с планом полета.
Принимая во внимание объяснительные записки КВС, заместителя начальника АТСК «ПРОФАВИА» и «Справки» Каховского НРУ ГУ ГСЧС Украины в Херсонской области, комиссия пришла к выводу, что события разворачивались следующим образом.
По состоянию на 18.05.19. у КВС была устная договоренность с оператором об использовании этого самолета для приобретения опыта и летных часов. Маршрут был согласован с Центром координации полетов представленным флайтпланом на перелет с ЗПМ Каховки на ЗПМ Христенкове на 18.05.19.
КПС выполнил чеклист Engine Starting, прослушал частоту аэродрома на 131.250 МГц, закрыл левую дверь кабины. Перед запуском двигателя с работающим топливной помпой поработал РУДом 3 - 4 раза, крикнул предупреждение о запуске двигателя для окружающих людей «пропеллер». Запуск двигателя выполнил нормально. КВС проверил давление масла, установил обороты двигателя около 1100 RPM по прибору, смесь обеднил примерно на дюйм.
Температура двигателя начала расти. Примерно через 5 минут прибавил обороты по прибору 1400 RPM, проконтролировал первое и второе магнето - без замечаний. Удерживая самолет на тормозах, КВС перевел РУД в положение Take-off. В двигателе услышал глухой хлопок-удар, самолет дернулся влево, из-под капота вырвалось пламя на лобовое стекло, в следующий момент КПС увидел правую консоль крыла в пламени. РУД перевел на МГ, повернул ключ в положение OF и выключил двигатель, дальше увидел, что левая консоль крыла охвачена пламенем. КВС покинул горящий самолет. КВС попытался самостоятельно потушить огонь, но это было невозможно. Далее по телефону 101 вызвал пожарных.
После тушения пожара на место происшествия прибыл пожарный инспектор, составил протокол. Он позволил убрать остатки самолета, пилоту сказал, что он свободен и должен идти. Пилот покинул аэродром примерно в 09:00 UTC и уехал домой в г. Харьков.
От самолета остались:
- Неповреждённая хвостовая часть (стабилизатор, киль с рулем направления, около 1,5 м фюзеляжа)
- Обгоревшая подмоторный рама, расплавленные остатки алюминиевых частей планера и двигателя;
- Большое количество обугленных материалов (деталей).
Так как не было связи со старшим авиационным начальником, заместителем начальника АТСК «Профавиа», самостоятельно было принято решение убрать место происшествия.
В дальнейшем остатки вывезли в неизвестном направлении. На территории ЗПМ осталась не поврежденная огнем хвостовая часть. Этими действиями нарушены требования ст.3.3 приложении 13 к Конвенции о международной авиации, то есть: Страна места происшествия принимает все необходимые меры для сохранения вещественных доказательств и обеспечение надежной охраны воздушного судна и всего, что находится в нем, в период времени, необходимого для расследования происшествия.
В связи с тем, что остатки сгоревшего самолета были убраны с места пожара и комиссия не имела возможности провести расследование.
Приняв во внимание изложенное в пояснительных записках, комиссия пришла к выводу, что наиболее вероятно возгорания топлива на самолете произошло из-за отделения головки одного из правых цилиндров от стакана по причине детонации автомобильного бензина А-95, (из пояснительной записки КПС, во время прогрева двигателя "...установил обороты двигателя около 1100 RPM по прибору, смесь обеднил примерно на дюйм. Температура двигателя начала расти. ... удерживая самолет на тормозах, КВС перевел РУД в положение Take-off. в двигателе услышал глухой хлопок-удар, самолет дернулся влево, из-под капота вырвалось пламя ...). Далее самолет быстро сгорел.
Комиссия издала рекомендации по повышению безопасности полетов.
Эксплуатантам иностранной авиационной техники:
- Использовать рекомендованные сорта бензинов, которые рекомендованы инструкциями по эксплуатации самолета, двигателя и сервисными письмами.
- Не уничтожать следы авиационного происшествия на земле без предоставления разрешения комиссии по расследованию этого происшествия.