10.07.20 

ImageВладимир Кукушкин, специалист в области ракетной техники, доктор технических наук, профессор кафедры двигателестроения Днепровского национального университета в интервью рассказал о воздушно-космических самолетах и возможностях украинской космической отрасли.

- Хотелось бы подробнее узнать о Вашем проекте воздушно-космического самолета (ВКС) «Сура». Каковы его преимущества?

- Наша с Александром Левенко книга «Воздушно-космический самолет» была написана в 2007 году. Но мои первые публикации по теме «Сура» были еще в 1995 году.

Идея заключается в том, чтобы сделать ВКС, который бы мог слетать на нужную орбиту и там маневрировать. В отличие от спутников, которые делают маневры только в вертикальной плоскости, этот самолет может маневрировать еще и горизонтально, то есть не только вверх-вниз, но еще и влево-вправо. Эти дополнительные маневры можно осуществлять, спустившись в атмосферу, где, используя аэродинамические возможности ВКС, можно даже разворачиваться в обратную сторону. Для обычного спутника возможности маневра ограничиваются торможением или ускорением. Для его разворота необходимо столько же энергии, сколько было потрачено при его доставку на орбиту. ВКС может опуститься в нижние слои космоса, то есть в верхние слои атмосферы, и, используя сопротивление воздуха, выполнить разворот. При этом он теряет очень мало энергии, но и дополнительно ничего не тратит. Затем он может вернуться в безвоздушное пространство, хотя и на более низкую, по сравнению с начальной, орбиту. Главное, он снова будет летать.

Но есть одна серьезная проблема. При входе в атмосферу и маневрах в ней ВКС существенно нагревается. С нагревом боролись и на «Шаттле» и на нашем «Буране». Мы в проекте ВКС «Сура» предложили с этим не бороться, а использовать этот нагрев. Если на этом самолете разместить небольшой запас обычной воды, то пар, полученный из нее за счет высокой температуры, можно использовать для полезной работы, например, для поворота, раскрутки турбин для производства электроэнергии и т.п.

Надо сказать, что обычный спутник летает по предсказуемой траектории. Все знают, где летает спутник, потому что он выводится на заданную траекторию и по ней летает. Далее можно рассчитать,  в какой точке он будет через 5 лет.

С ВКС такое невозможно. Он спускается в атмосферу, делает поворот, и его теряет любая система слежения. Ведь там есть еще один интересный момент. Когда ВКС входит в разреженные слои атмосферы для совершения маневра, на его поверхности образуется плазма. И это делает его радионевидимым.

Именно эта особенность ВКС делает его интересным для военных.

Кроме всего прочего, ВКС, в отличии от спутника, многократная система. Он приземляется как самолет, проходит технический осмотр, возможно замену батарей и т.п., и его снова можно запускать.

Наконец, это многоцелевой проект, который сможет выполнять роль обычного научного спутника, разведчика и даже бомбардировщика, в зависимости от задачи, которая будет поставлена. Его возможности максимально охватывают военные и гражданские нужды.

Вот это идея ВКС «Сура». К сожалению, серьезное финансирование, которого требует реализация такого проекта, не каждой стране по карману.

- Вы говорите, что проект впервые был обнародован в 1995 году. Прошло двадцать пять лет. Идея еще актуальна?

- Американцы используют эту идею. Начиная с 2007 года они разработали несколько модификаций ВКС. Самая успешная - беспилотный космоплан X37B корпорации Boeing. Их изготовили несколько, они летают, возвращаются обратно на Землю, и снова запускаются. Информации об этом мало, поскольку все делается в режиме секретности.

- Нужен ли для ВКС космодром, или он может взлетать с помощью воздушного старта?

- ВКС «Сура» предполагалось выводить ракетой. Но при определенных условиях его можно вывести и с помощью самолета.

- "Южмаш" всегда делал ракеты-носители, были ли предложения по производству космических кораблей?

- Никогда такого предложения не поступало. Мы сначала делали только боевые ракеты, а с тех пор, как мы впервые сделали спутник для их отработки, плавно перешли и на космические аппараты. Но кораблями не занимались.

- Можно ли их производить на "Южмаше"?

- Производить можно, но необходимо финансирование. Если оно будет, мы сможем создавать и производить пилотируемые космические корабли типа Crew Dragon. У нас есть опыт и наработки с 1947 года в ракетно-космической тематике. Маск начинал с нуля и за каких-то десяток лет, имея финансирования, смог осуществить свои проекты. Так что для нас тем более нет ничего невозможного, если появится солидный инвестор и серьезный заказчик.

- Если бы мы нашли инвестора, мы бы были конкурентоспособными?

- Конечно. Потому что у нас есть идеи. Идеи и концепции, разработанные еще при Советском Союзе, сейчас вовсю используются во всем мире. Китайцы, корейцы, иранцы, те же американцы - работают, продолжая и развивая, в том числе, и наше наследие. Например, полет на Луну был осуществлен по схеме, предложенной украинским ученым Юрием Кондратюком. Когда полетели на Луну, то сделали орбитальный аппарат, который летал вокруг Луны, с него стартовал спускаемый аппарат, совершил посадку, вернулся, и уже с орбитальным аппаратом вернулся на Землю. Это наиболее дешевый способ полета, так меньше расходуется энергии. И таких примеров можно привести очень много.

Способность генерировать новые идеи и опыт их реализации - основа конкурентоспособности. В Днепре все это есть.

- Какие, на Ваш взгляд, перспективы космической отрасли Украины?

- Трудно, но мы не падаем духом. Сегодня из-за недостатка финансирования мы очень отстали, но сохраняем и производственный, и, главное, творческий потенциал.

Конечно, нужно модернизировать оборудование на предприятии, чтобы производить новую технику. Можно оснастить и 3D принтерами, но технологически выгодно печатать на них только сложные элементы, например, головку для двигателя, в которой сотни отверстий строго определенного диаметра, определенной размерности, а такие детали, как бак, можно сделать и традиционным способом. Нельзя увлекаться технологиями ради технологий, целью должна быть надежность и приемлемая ее стоимость.

Все свои идеи и наработки к производству мы проверяли опытным путем, множеством экспериментов. Мы были пионерами в создании ракетной техники. Особенно я горжусь, что в направлении ВКС мы тоже поработали. В каком-то отношении, мы же первыми в мире создали систему орбитальной головной части.

Мне повезло, я участвовал в запуске первого украинского спутника, сделанного на "Южмаше". Пуск был 16 апреля 1962 года. Принимал участие в запуске первой ракеты Р-16, повезло, что я тогда остался жив. Много всего этапного было. Сейчас уже практически не осталось ветеранов, которые когда-то это делали.

Но есть молодежь, есть идеи, есть потенциал. Если будет финансирование космической отрасли, мы горы свернем!

Джерело Южмаш