Комментарий Анатолия Лёвина, президента концерна «ТИТАН», в который входит ООО «УРАРП на недавнее решение Кабмина в области авиации.
- Недавно в СМИ появилось два важных для авиационной отрасли Украины материала. О назначении Александра Лося президентом государственного предприятия «Антонов» и о продлении срока реализации «Стратегии возрождения отечественного авиастроения». Как вы можете прокомментировать эти события?
- По первому пункту я комментировать особо не могу, поскольку лично не знаком с Александром Лосем. Насколько я знаю, он был вице-президентом по проектированию ГП «Антонов». По логике, новый руководитель должен быть компетентным человеком. Правда, могу сказать, что ГП «Антонов» не выпустило ни одного самолета с 2016 года. То есть, за последние почти пять лет, то самое производство, которое возглавлял, в том числе и Александр Лось, ничего не произвело. Насколько он настроен на плодотворную деятельность на новом посту, жизнь покажет. Очевидно, что предыдущего президента, Александра Донца, точно стоило уволить. За время его правления ГП «Антонов» не было сделано вообще ничего. Одни лозунги и утопичные проекты. Выступая с отчетом в Академии Наук Украины, этот человек назвал производство самолетов «Мрия» и «Руслан» одним из самых перспективных планов развития ГП «Антонов». Это просто смешно. Украина не может самостоятельно производить эти самолеты и никогда не могла. Просто возможностей таких нет - не хватает комплектующих, персонала, производственных мощностей.
- Недавнее решение Кабинета Министров о продлении срока реализации «Стратегии возрождения отечественного авиастроения» еще на восемь лет может стать катастрофой для украинского самолетостроения.
- Что касается постановления правительства, то вынужден констатировать, что продление срока реализации «Стратегии возрождения отечественного авиастроения» ещё на 8 лет, без какой-либо конкретики, четких планов и сроков их выполнения, без реальных перспектив финансирования - это формализм, преступление, которое очень больно ударит по уже и так нездоровому организму ГП «Антонов» и вообще по авиационной промышленности Украины. Авиастроение - это передовая технической мысли. Авиация, наравне с космосом, - самое технически сложное производство. Отсрочка на 8 лет срочной реанимации авиастроения в Украине - оставит нас далеко позади. Мир идет вперед, все развивается. И мы просто перестанем быть авиационной державой.
- Как это скажется на украинской экономике?
- Авиация - очень доходное дело. Авиастроение, эксплуатация - это колоссальные прибыли. Это наполнение бюджета, создание рабочих мест, развитие интеллекта. Кроме того, до сегодняшнего дня, ГП «Антонов» является визитной карточкой нашей страны. Украина относится к тем немногим странам, которые официально признаны разработчиками авиационной техники.
На сегодня - это США, страны ЕС, Украина, Россия и в какой-то степени Бразилия со своими Embraer. Если Украина остановится, потеряет статус разработчика, то всецело придется полагаться на сегодняшних западных конкурентов. Они будут рады нашей остановке. Также, это выгодно и России.
Вот, для примера возьмем украинского флагмана пассажирских перевозок «Международные Авиалинии Украины». У них нет ни одной собственной машины. Они арендуют самолеты. Это значит, что львиная часть дохода от рынка пассажирских авиаперевозок идет арендодателю. А это иностранные компании, которые платят налоги другим государствам. Украине остаются копейки. Ситуация была бы совсем иной, если бы национальный перевозчик использовал украинские самолеты, которые производятся и обслуживаются в Украине.
- А где взять такие самолеты?
- Наша рабочая группа разработала программу, которая это предусматривает. Мы предлагали ее Кабмину, я презентовал ее Айварасу Абромавичусу, руководителю Укроборонпрома. Украине нужно реальнее смотреть на вещи. В вопросе производства пассажирских самолетов, мы очень сильно отстаем. С нашим экономическим потенциалом, сейчас, мы не можем строить пассажирские самолеты, которые бы могли успешно конкурировать с Airbus или Boeing. А вот в вопросах грузовых авиаперевозок Украина имеет колоссальный опыт. Грузовые самолеты - вот, выгодная ниша для украинского самолетостроения. И начинать нужно, не с помпезных проектов, которые на сегодняшний день, просто физически невозможно реализовать, а с малого. Действовать постепенно. Ничто не мешает Украине начать производство, например, Ан-28. Это уникальный самолет, который может перевозить больше 2-х тонн груза или 18 пассажиров. Ан-28 сертифицирован в Украине, и у нас есть все необходимое для его производства. Тем более, что такие машины очень востребованы в мире. Недавно в США выпустили практически копию Ан-28, различие только в конструкции хвостового оперения. Польша производит подобные самолеты, но с другими двигателями. В Украине, в отличие от Польши, разработан и сертифицирован свой двигатель, идеально подходящий для этого самолета. Это двигатель МС-500, разработки и производства АО «Мотор Сич» (Запорожье). Спрос на такую технику очень хороший. К тому же, лучшего самолета для внутренних перевозок просто не найти. С нашей проблемной инфраструктурой, эта машина подходит идеально. Ан-28 может взлетать практически со стадиона.
Программа, которую предлагала наша рабочая группа, предусматривает создание, в первую очередь, рентабельных самолетов, производство которых можно начинать прямо сейчас. Их много - Ан-178, Ан-28, Ан-38, Ан-74, Ан-70 и другие. Я не устаю повторять, украинскому самолетостроению нужны рентабельные, рабочие самолеты, а не утопические проекты и пафосные лозунги.
- То есть вместо того, чтобы, не теряя время, начать реанимировать авиационную отрасль, Кабмин отсрочивает программу...
- Честно говоря, я ошарашен таким развитием событий. Я думал, что, сегодня, наше правительство, новый Кабинет Министров, наконец, повернется лицом к проблемам государства. Авиастроение - это одна из самых важных и срочных проблем. Весь мир смотрит на нас. Как мы распоряжаемся тем потенциалом, который нам достался, и который еще можно, не просто сохранить, но и приумножить. Решение Кабмина без экономического обоснования программы «Стратегии возрождения отечественного авиастроения» - это просто оттяжка во времени, а в результате - катастрофа для украинской авиации!