Мировое развитие, приход новых авиакомпаний, удешевление билетов и, конечно же, безвиз дали хороший толчок развитию авиации в Украине. Однако печальный факт в том, что большинство украинцев до сих пор не пользуются самолетами, только, в лучшем случае, 10% населения. Но, если говорить о маленьких частных самолетах - то цифра еще скромнее.
Если в развитых странах General aviation (Авиация общего назначения) - это для кого-то летающее такси, для кого-то развлечение на выходные, а для кого-то транспорт, заменяющий автомобили, то в Украине малые самолеты, в большинстве, применяются только для бизнеса и имеют VIP -статус.
О преимуществах и проблемах малой авиации Украины рассказал опытный пилот Руслан Кулиш, который имеет большой стаж полетов - около 6 тыс. часов в небе за штурвалом самолетов разных классов.
Руслан родился в Кировограде (теперь - г.. Кропивницкий) в семье авиаторов.
«В семье абсолютно все были авиаторами. Поэтому у меня просто не было других вариантов, только летать », - шутит Руслан.
Однако первая его специальность - это авиадиспетчер. Как рассказывает человек, в трудные 90-е годы не было денег, чтобы сразу идти на пилота. Поэтому, чтобы воплотить свою мечту, надо было работать.
«Проработал в компании Украэрорух около 10 лет. От простого диспетчера дорос до руководителя полетов. Но параллельно получал образование пилота, получил лицензию, набивал себе рейтинги и однажды просто перешел работать на летную работу», - говорит Руслан.
Лицензия частного пилота стоит 8-12 тыс. долларов
Чтобы получить начальную лицензию частного пилота, надо на малом самолете полетать 40-45 часов. Это минимальная программа, во время которой человек должен научиться самостоятельно управлять судном. В Украине цена вопроса получения лицензии частного пилота составляет 8-12 тыс. долларов. Эти деньги включают все: аренду самолета, горючее, работа инструктора и так далее. После получения лицензии, пилоты делают себе рейтинги и дальше вкладывают средства в то обучение, которое им нужно.
Сначала Руслан Кулиш работал в гражданской авиации, в частности, в одной из ведущих украинских компаний. Но впоследствии ему предложили работу в General aviation, в бизнес авиации, то есть возить людей частными самолетами. Почти десять лет он летал на бизнес-джетах, а сейчас работает на компанию, которая имеет свой корпоративный самолет.
«В мире это таким образом работает. Есть авиакомпании, которые занимаются только конкретно чартерными рейсами, имеют сертификаты, к примеру, NetJets. Это либо люди со своими самолетами, или инвесторы, вложившие в это деньги. У нас то считают VIP-авиация, а за рубежом - обычная авиация общего направления. В основном все маршруты - Европа. Заказывают самолет на определенную дату, перелет в одну сторону или в обе. Компания подбирает самолет, в зависимости от группы. Например, для трех человек есть варианты самолетов. Заказчик выбирает, какой ему больше подходит, и летят», - рассказывает Руслан.
Не для простого рабочего
Заказать бизнес-джет - это дорогое удовольствие. В зависимости от самолета и от дальности перелета, цена вопроса может очень сильно колебаться и составлять от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч долларов. Как говорит Руслан, несмотря на такие значительные суммы, в Украине оно как-то «более или менее работает».
«Простой рабочий себе этого точно не позволит, но какой-то предприниматель с хорошим доходом, то вполне может. Особенно в наше время карантина, когда трудно куда-то добраться, то много частных пилотов летает, потому что небо никто не закрывал. Летают в основном в бизнес целях, наверное, это 99% всех таких полетов в Украине. Очень редко случается просто туризм», - говорит Руслан.
Удобнее, быстрее и не привязан ни к чему
В Украине 1,5 км высоты является неконтролируемым воздушным пространством. То есть вы можете лететь на этой высоте где и когда хотите (кроме мест, где ведется война, оккупированного Крыма, территорий аэропортов и каких-то военных объектов). Так же вы можете изменять направление полета, когда захотите, никто не контролирует вас и не сопровождает. Это пространство не требует подачи плана полета. Конечно, если вы летите реактивным бизнес-джетом и поднимаетесь выше 1,5 км, это уже другой вопрос.
Почему вообще выбирают бизнес-джеты или услуги авиации общего направления? Потому что это удобнее, быстрее и вы не привязаны абсолютно ни к чему. Маленькие самолеты не выполняют регулярных рейсов, они летают только по своим делам, когда кто-то заказал, или, когда, например, с друзьями на топливо скинулись.
«Не надо приходить и регистрироваться за 2 часа до этого. Все, что происходит в аэропорту - это касается пассажиров общей транспортной авиации. Вы приходите, есть маленький специальный зал, вас лично встречают и проводят. От приезда в аэропорту до взлета проходит не более 15 мин.», - говорит пилот.
Посадить свой самолет во Львове стоит 8 тыс. грн
Однако в Украине такие услуги дороже, чем в Европе. Речь идет обо всем, что касается аэропортов. Например, в США чуть ли не половину всех услуг, предоставляемых аэропорт, покрывает государство, чтобы развивать малую авиацию.
«Львов точно не самый дешевый аэропорт Украины. Я прилетал сюда на своем маленьком самолете, то стоимость взлета-посадки составляла минимум 8 тыс. грн. То есть эти средства надо заплатить просто за то, что используете их взлетно-посадочную полосу. Киев (Жуляны) и Одесса еще дороже берут. Государство должно было бы поддерживать развитие малой авиации, это было бы выгодно всем. Разработать правильную законодательную базу, создать «дружественные аэропорты» для приема частных самолетов. Цена вопроса должна быть адекватной, а не такие же требования к частному самолету, как к Боингу. Вы прилетаете и половину услуг аэропорт навязывает, и не желаете, но должен брать и платить. В счет могут включить, грубо говоря, уборку самолета и мытье туалета, которого у вас нет. Аэропорты у нас закрыты. К сожалению, все привыкли работать мало, а зарабатывать много», - рассказывает Руслан.
Украинцы потратят деньги на Land Rover, а не на самолет
Вообще популярность малой авиации в Украине не растет, а держится на довольно низком уровне. Например, когда Руслан Кулиш работал на бизнес-джетах, то в среднем ежемесячно было лишь 5-10 полетов-заказов, а это около 20-30 часов в небе.
Однако, кроме того, энтузиасты дела поддерживают работу малых местных взлетно-посадочных полос по всей Украине и делают на этом бизнес. Если говорить о Львовщине, то такой рабочий аэродром возле с. Городка - аэродром «Цунив».
«У нас перелеты считаются роскошью из-за низкого уровня доходов. А в США - это уже средство передвижения. Там 300 млн населения, около 20-30 млн имеют лицензию пилота, то есть почти каждый 10. Для них маленький самолет - это, как автомобиль. Тогда как у нас всего выдано 20-30 тыс. лицензий. В Украине действующих частных пилотов лишь несколько тысяч, ведь мало людей могут себе позволить содержать самолет. И надо сказать, что у нас авиация еще не сильно популяризована. Украинцы с деньгами покупают себе Land Rover, и на этом все их мечты заканчиваются. У кого есть возможности, те не мыслят в таких категориях, потому что для них самолеты - это что-то далекое, в лучшем случае лишь способ добраться на отпуск », - говорит Руслан.
Научиться управлять самолетом может практически каждый
Кроме работы пилотом, Руслан Кулиш также работает инструктором и обучает тех, кто хочет самостоятельно управлять самолетом.
«Если руки и ноги есть, вы видите и слышите, то этого вполне достаточно, чтобы получить медицинский сертификат, который позволил бы управлять самолетом. Ежемесячно ко мне регулярно обращаются один-два человека с желанием научиться летать и получить сертификат. Цена вопроса сравнительно велика. Понимаю, что 10 тыс. долларов для обычного человека - это много, но все, что касается самолета, является дорогостоящим. Кто-то имеет возможность и хочет для себя научиться, а кто-то хочет стать пилотом и зарабатывать так на жизнь. До коронавируса работа в авиации была точно не худшая, а даже очень хорошо оплачиваемая. Так, обучение коммерческого пилота, который имеет право летать на Боинге стоит около 70 тыс. долларов, при этом средняя зарплата по миру будет 5 тыс. долларов в месяц. То есть можно такие деньги в себя вложить и потом иметь хорошую прибыль до конца жизни », - говорит Кулиш.
Ощущение полета
Пандемия коронавируса многим изменила планы, авиация остановилась, и миллионы пилотов по всему миру переживают за свою работу. Однако для пилотов трудности - это обычное дело еще со времен, когда самолеты были не самым безопасным занятием. Людям, которые держат штурвал, всегда приходится решать много разных вопросов, решать проблемы, и справляться с препятствиями. Как бы это романтично ни звучало, но для настоящих авиаторов главным стимулом являются не деньги, а огромная любовь к небу.
«Мне нравится ощущение самого полета, процедура подготовки. Особенно те ощущения, когда ты все делаешь правильно, не кое-как, а точно и четко, сливаешься с самолетом. Нравится летать, как на больших, так и на малых самолетах. Потому что это разные типы полетов, возможности полетов: одни летают над облаками и грозами, другие летают только в грозах. Это все разный уровень подготовки, микс ощущений чего-то большого и малого », - заключает Руслан Кулиш.