Изготовитель - "Лилиенталь"
Самолет Х-32 "Бекас" сочетает исключительную легкость пилотирования с простотой обслуживания, доступностью обучения, безопасностью эксплуатации при минимальной стоимости. Безопасность в воздухе обеспечена безупречным поведением машины на режимах сваливания и болтанки, безопасность при аварийном приземлении - продуманной конструкцией, защищающей экипаж.
- Самолет имеет следующие особенности:
- щелевые закрылки, обеспечивающие уникальные взлетно-посадочные характеристики;
- двигатель сзади и толкающий винт, определяют максимальный КПД винта;
- комфорт и исключительный обзор из кабины;
- наличие системы спасения самолета с экипажем;
- раздельное торможение колес и мощный обдув оперения, обеспечивающие удивительную маневренность на земле;
- возможность применения широкой номенклатуры двигателей от 60 до 100 л.c.;
- малый вес конструкции и низкий расход горючего, определяющие крайне низкие эксплуатационные расходы;
- использование автомобильного бензина с обычных заправочных станций;
- рессорное шасси, практически не требующее обслуживания (патентная защита);
- возможность трансформации в различные варианты;
- самолет способен выполнять многие фигуры сложного пилотажа: "мертвые петли" "штопор", "бочки" и другие, а также выполнять управляемое парашютирование, т.е. сохранять управляемость на срывных режимах полета.
Разработаны и выпускаются следующие модификации самолета: "УТ" (Учебно-тренировочный), "Н" (Гидро), "СХ" (сельскохозяйственный)
"УТ" - имеет дублированное управление и используется для обучения и восстановления навыков пилотирования у летчиков.
"СХ" - оснащается системой для химической обработки полей объемом до 200л.
"Н" - имеет поплавковое шасси, и особенную конструкцию, позволяющую эксплуатацию на море.
Х-32 "Бекас" эксплуатируется с 1993 года в разных условиях и климатических зонах от Франции до Камчатки и от Южной Африки до Прибалтики. Доказано, что самолет надежен и вынослив. По аэродинамической компоновке самолет представляет собой подкосный высокоплан с толкающей силовой установкой, Т-образным хвостовым оперением, трехопорным неубирающимся шасси с самоориентирующимся носовым колесом и тормозными колесами. Самолет двухместный, с тандемным расположением пилотов, второй пилот расположен в центре тяжести самолета.
На самолете устанавливается поршневой двигатель Rotax-582 (64 л.с) или Rotax-912 (80:100 л.с) по желанию заказчика. Винт переставного шага ВПШ-2 "Дончак" или аналогичный. Возможность различной комплектации силовой установки позволяет гибко варьировать мощность, ресурс и цену, наиболее подходящую для эксплуатанта.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты днем в простых метеоусловиях по правилам визуальных полетов, используя в качестве ВПП (взлетно-посадочная полосы) грунтовые, снежные и водные поверхности, в зависимости от типа шасси.
Установка радиосвязи и дополнительно пилотажно-навигационное оборудование, посадочных фар, БАНО - по желанию заказчика. Возможно оборудование самолета системой отопления для эксплуатации в соответствующих условиях и система спасения СЛА с экипажем.
Основные характеристики и показатели Х-32 | |
| |
Максимальная скорость горизонтального полета | 158 км/ч |
Крейсерская скорость | 125 км/ч |
Скороподъёмность у земли | 4 м/с |
Практический потолок | 4000 м |
Взлетно-посадочные характеристики (на искусственных площадках) | |
Скорость отрыва | 65 км/ч |
Скорость посадочная | 60 км/ч |
Длина разбега | 50 м |
Длина пробега | 30 м |
Эксплуатационные ограничения | |
Максимальная взлетная масса | 450 кг |
Максимальные перегрузки | +4.4 / -2.2 |
Максимальная эксплуатационная скорость (не превышаемая) | 180 км/ч |
Максимальная скорость маневрирования | 159 км/ч |
Скорость сваливания (в посадочной конфигурации) | 57 км/ч |
Крен при выполнении виражей | 180° |
Допустимая скорость ветра | |
встречного | 12 м/с |
бокового (45°) | 7 м/с |
бокового (90°) | 5 м/с |
Эксплуатационные показатели | |
Объем крыльевых топливных баков (вариант) | 50 л |
Объем фюзеляжного топливного бака (вариант) | 40 л |
Часовой расход топлива | |
на взлетном режиме | 14-17 л/ч |
на крейсерском режиме | 11-15 л/ч |
Продолжительность полета с полезной нагрузкой | |
обычная | 3.3 ч |
варианта с 90 л топлива | 7.5 ч |
На самолете с Rotax-912 максимальна взлетнаямасса повышена до 550 кг (90 л топлива) с ограничением перегрузки до 3.8/-1.9, при этом максимальная скорость горизонтального полета составляет 175 км/ч, скороподъемность 5-8 м/с, скорости сваливания возрастают на 10 км/ч. На этих самолетах устанавливается система отопления.
Геометрические данные | |
крыло | |
размах | 9 м |
площадь | 12.33 м2 |
cредняя аэродинамическая хорда | 1.37 м |
удлиннение | 6.59 м |
профиль | NACA4412 |
фюзеляж | |
длина | 6.25 м |
ширина по кабине | 0.7 м2 |
высота по кабине | 1.31 м |
колея/база | 1.7/2.1 м |
диаметр/ширина колес | 400/100 мм |
воздушный винт | |
тип | переставного шага |
диаметр | 1700...1750 мм |