Авиационный Комитет Торгово-Промышленной Палаты Украины проанализировал проект приказа Государственной авиационной службы Украины «Об утверждении изменений к авиационным правилам Украины «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» (далее - Проект приказа), опубликованного на официальном сайте Госавиаслужбы 18 июня 2020 года.
Сразу отметим, что во время консультаций с Министерством инфраструктуры Украины и Госавиаслужбой, представители отдельных авиаперевозчиков предоставили свои выводы и замечания к предложенному проекту приказа, которые были учтены и согласованы.
Хронология рассмотрения:
Что предполагалось этим проектом приказа сначала:
- предлагалось предоставить право Госавиаслужбе аннулировать или ограничивать права авиаперевозчиков на эксплуатацию воздушных линий, по которым международным договором Украины и договоренностями между авиационными властями государств, уполномоченными на заключение таких договоренностей, предусмотрены ограничения по частоте перевозок и / или количеству назначенных авиаперевозчиков и все такие частоты заняты другими авиаперевозчиками, но не используются ими полностью или частично в течение 6 месяцев.
Отметим, что действующей редакцией аннулирования или ограничения права авиаперевозчика решался, если он частично или полностью не использовал предоставленные ему права в течение 12 месяцев. То есть больше, чем в два раза.Замечания к проекту приказа:
1. Проект разработан в период действия ограничительных мероприятий с целью предотвращения распространения вирусной инфекции «COVID - 19» во время которых остановлены почти все воздушные перевозки с мая 2020 года.
2. Проект имеет ряд коррупционных рисков, один из которых - это предоставление неограниченных полномочий Госавиаслужбе на перераспределение рынка авиационных перевозок по своему усмотрению, ведь законодательство Украины не содержит четких механизмов для неприменения вышеупомянутого Приказа.
3. Не учтены сезонный характер авиационных перевозок (спрос на авиационные перевозки в летний сезон значительно отличается от спроса в зимний, что отражается и на количестве выполняемых рейсов и на направлениях осуществления перевозки).
«Замечания от Авиационного Комитета были в двух основных негативных составляющих такого непрозрачного« перераспределения»:
Во-первых, он возможен при условии, что перевозчик не использует свои права на использование полетов по причинам, от него не зависящим, в том числе, и из-за введения ограничений правительством на воздушные перевозки.
И второе - это заложенные в предложенном проект условия для проявления коррупции, частных интересах, возможного получения неправомерной выгоды должностными лицами ГАСУ в лоббировании тех или иных авиаперевозчиков для получения определенных маршрутов (полетов). Такой фактор обязательно породит необъективность и непрозрачность данного предложенного механизма «перераспределения», а главное это угроза в создании неконкурентной среды среди авиаперевозчиков и частично в авиационной отрасли », - отметил пресс-секретарь Авиационного Комитета Александр Куликовский.
Также, важным является тот факт, что Госавиаслужба таким решением еще больше осложнила бы существующие и так сложные сегодня условия на рынке авиаперевозок, ведь перевозчики уже не использовали предоставленные им права на эксплуатацию воздушных линий в полном объеме в течение 6 месяцев именно из-за существующих ограничений. В отличие от Украины, правительства большинства стран мира наоборот принимают все меры для помощи авиационной отрасли: освобождение авиаперевозчиков от некоторых обязательств, выделение финансовой помощи, стимулирования отрасли и т.д., для стимулирования самой отрасли.
«Хочу отметить и то, что во время такого« перераспределения »воздушных линий и получения определенным перевозчиком права на эксплуатацию их, не является единственным основанием для начала коммерческой эксплуатации. Главное условие - это получить такое право коммерческой эксплуатации линии от страны, куда проходят авиарейсы. В свою очередь, для получения такого права авиаперевозчик должен предоставить соответствующий пакет документов к авиационным властям страны назначения, и получить согласование, после чего происходит заключение необходимых договоров, решается вопрос о налогообложении, другое, что займет не менее 8 месяцев », - отметил Александр Куликовский.
К счастью, после длительных консультаций и предоставленных замечаний Госавиаслужбой было принято и согласовано почти все указании замечания авиаперевозчиками и основное - это оставлено без изменений условие для аннулирования или ограничения права авиаперевозчиков для использования предоставленных воздушных линий, если он частично или полностью не использовал предоставленные ему права в течение 12 месяцев.
Также, хотим отметить и то, что все возможные дальнейшие внесении изменений в нормативно-правовых актов должны быть предыдущего обсуждении и согласовании с представителями авиарынка, с соблюдением разумного баланса в области, объективной оценки положения вещей в которой находятся участники рынка, и исключения ручного влияния «перераспределения» использования воздушных линий, другого, должностными лицами Госавиаслужбы.
Секретариат авиационного комитета Торгово-промышленной палаты