03.09.20 

ImageКак наши авиаторы помогают спасать Украину и мир от коронавируса

Начиная с весны этого года мировые СМИ и соцсети снова заговорили об украинских воздушных гигантах Ан-225 "Мрия", Ан-124 "Руслан" и Ан-22 "Антей". Всякий раз, когда где-то случается беда, эти самолеты доставляют гуманитарную помощь или эвакуируют из опасных районов население. 

О работе авиаторов в дни борьбы с коронавирусом "КП" в Украине" рассказал командир экипажа "Мрии", он же заместитель директора по летной работе авиакомпании "Авиалинии Антонова" государственного  предприятия "АНТОНОВ" Дмитрий Антонов.

На борту со всеми удобствами

- Дмитрий Викторович, почему именно "Мрия" стала столь востребованной в период коронавируса?

- "Мрия" может взять на борт 50 джипов. Ни один самолет в мире не в состоянии вместить в себя столько различных контейнеров, ящиков, коробок, сколько берет "Мрия". Поэтому в период пандемии ее, наверное, и избрали для перевозки защитных средств и прочих грузов для борьбы с коронавирусом. Практически все полеты мы выполняли из Китая в разные регионы мира. 

- Сложностей особых не было? 

- Сложности во время полетов в Китай возникали уже на земле. Многие страны закрывались на карантин и принимали самолеты только для дозаправки. Экипажам запрещали выходить. Нам приходилось больше работать, находиться на борту, пока не попадем в страну, где можно было отдохнуть в гостинице. Пришлось посылать двойные экипажи - 8-9 человек летного состава на "Русланах" и десять на "Мрии" плюс техническая бригада, организовывать отдых если не в аэропорту, то прямо в самолете. 

В каютах "Мрии" есть шесть кроватей для летного состава. Мы оборудовали дополнительные спальные места - компания закупила матрацы, спальные мешки, подушки. И в хвостовой части есть 12 кроватей для технического экипажа: в одной комнатке - три, в другой девять коек. На борту одновременно могут спать 21-22 человека.

Кухни оборудованы хорошими авиационными холодильниками, плитами для разогрева пищи. Можно варить борщи, готовить чай, кофе. Словом, спокойно прожить несколько дней. 

Однажды в Брюсселе за долги какой-то украинской фирмы судебные приставы хотели арестовать наш "Руслан". Я как раз был на борту. Мы заперлись в самолете, никому не открывали двери, совещались с руководством по радио, что делать. Местные торговцы передавали в люк свежие продукты. Спустя трое суток, когда вопрос решился, мы в форме, белых рубашечках, галстуках, начищенные, побритые вышли из самолета к представителям местной власти. Словно жили не в самолете, а в гостинице. 

В Китае минувшей весной было уже довольно жарко. Мы вызывали наземный авиакондиционер, чтобы он охлаждал самолет, и мы могли в кабинах нормально отдыхать, пока шла разгрузка-погрузка. 

- Топливо экономили?

- Нет, чтобы шум лишний в аэропорту не создавать! Наша вспомогательная силовая установка, генерирующая электричество для запуска двигателей, работы бортовых кран-балок, кондиционеров, холодильников, электроплиты на кухне - слишком мощная и довольно шумная...

- Что уж говорить о мощи маршевых двигателей! Заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Юрий Владимирович Курлин рассказывал, что однажды газовая струя от "Руслана" повалила забор аэродрома в Запорожье... Кстати, это правда, что "Мри я" сдула стоявший на краю полосы маленький самолет? 

- Лет десять назад мы получили письмо из Финляндии: вы тут полгода назад... Да, действительно мы тогда прилетали на "Руслане". Но никаких неприятностей не было. Во всяком случае по нашей вине. А если что-то подобное произошло - легче всего списать на самый большой самолет. Но чтобы мы реально что-то сдули - я не помню. Все наши летчики отлично понимают и следят, чтобы руление происходило на минимальных режимах без каких-либо неприятностей для других.

- Два года назад, когда вы перевозили на "Мрии" 12 рейсами из Чили в Боливию 160-тонные модули для тепловой электростанции, вам пришлось везти с собой из Гостомеля свой 60-тонный тягач, потому что в местном аэропорту не оказалось машины, способной буксировать самолет со стоянки на взлетку...

- В этом году, слава Богу, тягачи везде были - в Китае, в Японии. А в Европе обходились в основном без них, маневрировали своими двигателями.

Перевезли пригородный поезд

- Ваш недавний крайний, как говорят летчики, полет уже не был связан с коронавирусом...

- Да, в американском городе Бангор (штат Мэн) мы загрузили пять тяжелых, весом около 30 тонн каждая, колесных машин. Общая нагрузка - больше чем на "Руслан". Поэтому заказали "Мрию". Но этот груз более удобен, чем другие, сам заезжает в грузовой салон, наши операторы машины закрепили, поэтому загрузились за полтора часа и перевезли в Тель-Авив. Там так же быстро и легко выгрузили.

Сложнее затаскивать внутрь самолета крупногабаритные моногрузы - фюзеляжи самолетов, большие вертолеты Ми-8, тяжелые контейнеры-модули. Недавно, например, наш "Руслан" доставил из Германии в Китай пригородный поезд. Но наши самолеты оборудованы кран-балками, лебедками, облегчающими погрузку.

- Как вас встречали за границей? По-прежнему с восторгом?

- Да, на удивление. Всегда, когда заходим на посадку, почти везде перед полосой обычно есть какие-то дороги. И они, как правило, заставлены машинами. И толпы людей - видно, что нас снимают, приветственно машут...

Впечатлило количество людей, встречающих нас в Шотландии. Было воскресенье, хороший солнечный день, и вокруг всего аэродрома стояла масса народа.

А в Германии к нам в самолет, в кабину, поднялась маленькая хрупкая женщина - министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйнен. Тоже восхищалась, спрашивала, как нам летается. Интересовалась неспроста. Наши самолеты постоянно выполняют заказы НАТО. 

А в Канаде, тоже на борту, встречались с послом Украины Андреем Шевченко. С Канадой  тоже тесно сотрудничаем. Он приходил в маске, как положено. Передавал привет Родине.

- После полетов за границу экипажи проходили обсервацию на заводской базе отдыха "Сокол" в Козине...

- Первый раз по неделе. Старались, чтобы разные экипажи не пересекались. Сейчас у летчиков берут уже более серьезные тесты, которые не требуют нахождения в карантине - результат выдают сразу же. Если положительный - тебя сразу на изоляцию куда хочешь - в "Сокол" или сиди дома. Слава Богу, никто не заболел.

- Вы, авиаторы, неделями, если не дольше, не бываете дома. Жены не ворчат?

- Да нет, понимают. Это наша работа.

Справка. Дмитрий Викторович Антонов  родился в 1963 году в Киеве в семье генерального директора научно-производственного объединения "Маяк" - предприятия, создававшего радиоэлектронную аппаратуру для авиации и космоса. Отец дружил со знаменитым однофамильцем Олегом Антоновым. Возможно, благодаря этой дружбе Дима Антонов в юности заболел авиацией.

Окончил с красным дипломом Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил летчиком-инструктором в этом, а затем в Ворошиловградском высшем военном авиационном училище штурманов, летал в Бориспольской авиабригаде транспортной авиации. Уже  28-й год работает на "АНТОНОВ". Летчик-испытатель первого класса. Общий налет более 18 тысяч часов. 

Женат. Имеет троих детей, троих внуков и веселый нрав. Когда за рубежом его принимают за хозяина фирмы и спрашивают, почему сам садится за штурвал, отшучивается: "Да я жадный очень. Не хочу платить летчику..."