07.09.20 

ImageОколо четырех лет назад мне пришлось (в том или ином смысле) быть причастным к процессу создания так называемой области беспилотных летательных комплексов в Украине.

Тогда мало кто верил, что удастся что-то сделать. Ведь это была неоднородная в то время сфера деятельности различных организаций, учреждений, волонтерских кружков, которые из различных деталей и материалов изготавливали беспилотники. В основном в одиночном виде, изредка экземпляров было 3-5. Тогда Минобороны приняло "под свое крыло" многих энтузиастов и инженеров, которые могли помочь в создании мощного украинского БПЛА для военных целей и боевых задач.

Справедливости ради отмечу, что в то время общество "специалистов беспилотной авиации" тоже была довольно неоднородным. И так же, как сейчас "эксперты коронавируса" в соцсетях живо превращаются в "экспертов по отравлению" новичком ", так же тогда (а иногда и до сих пор) многие считали себя чуть ли не Циолковским в вопросах БПЛА, потому что где-то когда-то запускали игрушечный вертолётик . И эти "специалисты" кричали о нехватке времени и о том, что лучше купить готовое у кого-то, чем терять время на разработку своего. Иногда это раздражало, но в основном было понимание, что люди интересуются этим, а сами беспилотники - сверхважная сфера украинской авиационной отрасли, как таковой.

Так или иначе, но благодаря неустанной и упорной работе в течение нескольких лет различные специалисты сумели "стабилизироваться" и достичь невероятного - начать выпуск отечественных БПЛА для украинской армии. И недавно на вооружение Херсонского пограничного отряда поступили беспилотные авиационные комплексы "Spectator-M" отечественного производства.

Азово-Черноморское региональное управление Госпогранслужбы Украины теперь имеет возможность осуществлять контроль за соблюдением правил пограничного режима не только с земли, но и с воздуха штатными БПЛА.

Беспилотники оснащены современными видео и тепловизионными камерами и позволяют отслеживать участок до 50 километров на высоте до 2 тысяч метров, электрическая силовая установка летательного аппарата имеет низкий уровень шума, продолжительность непрерывного полета - до 2 часов, а скорость - до 120 км / ч.

Запуск и управление беспилотным комплексами осуществляют военнослужащие, прошедшие специальное обучение. Время развертывания комплекса и подготовки БПЛА к запуску составляет 10-15 минут.

Сейчас комплексы "Spectator-M" используются и на морском участке ответственности пограничного отряда и на сухопутном участке на административной границе с временно оккупированных Крымом.

А теперь, друзья, хочу, как говорится, разложить на молекулы информацию о вышеупомянутых беспилотниках "Spectator".

Нет, критики не будет. А будет конструктив. А именно - о применении.

Война, к сожалению, идет в Украине уже шесть лет, переходя из одной фазы в другую, и наличие оккупированных территорий, конечно ставят свои приоритеты в разработке беспилотников. Однако, как видно из указанных характеристик, эти летательные аппараты имеют многоцелевое назначение. Ведь само слово "Spectator" - значит "зритель, наблюдатель". 

Мониторинг участков границы или линии фронта в военное время - это замечательно. Но с такими характеристиками эти комплексы "Spectator-M" могут и будут использоваться в гражданской жизни.

Два часа непрерывного полета на высоте 2 километров и расстоянии в 50 км и оснащение мощными камерами - это ли не лучший способ мониторинга лесов, озер, рек?

Лесные пожары, наводнения, засухи ... А система безопасности полей? А мониторинг автомобильных дорог на участках с пробками или повышенной аварийностью? А мосты на реках и переездах? А поиск предполагаемых преступников на большой территории? А розыск пропавших людей? Да что угодно, включая сопровождение железнодорожных составов с дорогостоящим грузом на особо опасных участках.

То есть, я думаю, друзья, вы поняли, что вся красота военных (настоящих многоцелевых военных) беспилотников в том, что их можно быстро "перепрофилировать" под гражданские нужды.

А как с операторами для управления БПЛА? Ну так тут вообще - тема закрыта. Точнее - открытое полноценное обучение операторов беспилотных летательных комплексов на базе профильных украинских вузов. И готовят не просто любителей, а специалистов, которые умеют управлять и обслуживать дроны-квадрокоптеры, БПЛА различного вида и формата, максимально используя их технические характеристики.

На вооружении ВСУ вышеупомянутые беспилотники появились год назад. А после украинской армии одними из первых эти БПЛА "Spectator-M" и специалисты появились и будут появляться в системе МВД - Нацгвардии, Госпогранслужбы и ДСНС. Ведь именно эти оперативно-спасательные и специальные службы имеют большую потребность в беспилотниках многоцелевого назначения. Далее - все отрасли гражданской жизни.

Джерело В.Шульга