08.09.20 

ImageВ Украине оживились чартеры и внутренние перевозки. На внутреннем сегменте даже что-то типа конкуренции неожиданно наметилось. А международная регулярка, похоже, отброшена лет на двадцать назад.

Об этом в интервью gazeta.ua рассказал Юрий Мирошников, экс-президент авиакомпании "Международные Авиалинии Украины.

По его словам, под влиянием ограничений транзитный хаб в Борисполе де-факто прекратил существование. Уменьшилось количество маршрутов и частот, исчезли транзитные потоки через Борисполь, поддерживавшие существование большого числа прямых маршрутов из Киева.

Украинцы снова вынуждены летать через Стамбул, Амстердам, Франкфурт - хорошо, что большинство иностранных правительств поддерживают свою авиацию, поэтому их авиакомпании могут позволить себе летать полупустыми.

Больше всего, по его словам, пострадали глобальные сетевые авиакомпании.

"В основе сетевой модели - свободное передвижение людей между странами и континентами. Сеть тем успешнее (удобнее для пассажира!), чем она шире и лучше синхронизирована. Именно по этим элементам ударила пандемия своими ограничениями.

Авиакомпании строят и совершенствуют свои сети годами. Быстро остановить это можно, но невероятно дорого (что и произошло весной), а перезапустить, нажав магическую кнопку, нельзя.

Это длительный и дорогостоящий процесс реанимации, реабилитации. И пока прогнозы, которые делают ИКАО (Международная организация гражданской авиации) и ИАТА (Международная ассоциация авиатранспорта) раз от раза только ухудшаются", - рассказал Ю. Мирошников.

"Мне кажется, меньше всего пострадали грузовые авиакомпании. На грузоперевозки не было карантина, там еще и бум возник.

Где-то посередине этого "диапазона страданий" лоу-косты. Их модель не предусматривает глобальных маршрутов, а в региональных перевозках все сейчас более предсказуемо. Но эта модель критически зависит от объемов и интенсивности деятельности, возможности максимальной пассажирской загрузки. Полеты на полупустых самолетах резко увеличивают себестоимость кресла, а тут еще дополнительные расходы на дезинфекцию и другие карантинные мероприятия.

Да, у ведущих лоу-кост хорошая ликвидность. Банки и инвесторы их любят, и это позволит удержаться на плаву, но цена вопроса есть и для них. Компенсацию убытков им придется искать в кошельках пассажиров и персонала" - также рассказал бывший президент МАУ.

По его мнению, восстановление украинской авиации будет медленным. Особенно, если правительство не изменит подход к транспортной отрасли и не начнет ей эффективно помогать, как это делает большинство стран. Лучший для Украины сценарий - не сильно отстать от среднего мирового прогноза и восстановиться до уровня 2019 года примерно до лета 2024. Зарубежные правительства вливают десятки миллиардов в свои авиакомпании и аэропорты, понимая их социальную значимость. В нашем случае просьба отрасли о помощи остались без ответа от государства.