27.06.07 
Запорожская «Мотор Сич» продолжает переговоры с российским «Оборонпромом» о продаже предприятия или вхождении в двигателестроительный холдинг. Впрочем, российский вектор Вячеслава Богуслаева выглядит не более чем блефом в преддверии новых размещений акций украинского завода.

На прошлой неделе во французском Ле Бурже гендиректор запорожской «Мотор Сичи» Вячеслав Богуслаев сообщил, что переговоры с российским «Оборонпромом» о покупке пакета акций украинского предприятия возобновлены. «Мы продолжаем дискуссии. Они касаются в основном вопроса цены», - сказал В.Богуслаев.

Напомним, что первый раунд переговоров состоялся в прошлом году. Летом россияне вышли на украинцев с предложением купить 31% акций «Мотор Сичи». Однако они были прерваны в конце 2006 г. Именно после этого прозвучало заявление В.Богуслаева о том, что компания намерена провести частное размещение акций с целью оценки капитализации. Уже тогда эксперты отмечали, что собственники «Мотор Сичи» не согласились на продажу, поскольку посчитали оценку своей компании заниженной. Они отмечали, что размещение позволит В.Богуслаеву получить дополнительные аргументы в переговорах с потенциальным покупателем предприятия в России.

Переговоры предполагали вхождение «Мотор Сичи» в создаваемый «Оборонпромом» двигателестроительный государственный холдинг (в него, по замыслу инициаторов, должны быть включены предприятия, изготавливающие двигатели для самолетов и вертолетов: Уфимское моторостроительное производственное объединение, московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», Московское машиностроительное предприятие им. В.Чернышева, Санкт-петербургский завод им.Климова), что позволило бы России сэкономить на создании собственного серийного производства вертолетных двигателей.

Однако до сих пор проект создания этого холдинга не реализован. Именно такое объединение и является для В.Богуслаева основным условием для ведения переговоров о продаже. «С российской стороны пока что нет внятного предложения. Как только будет создана структура, соответствующая нашим требованиям, можно будет говорить более конкретно», – говорил В.Богуслаев.

Дискуссионность оценки «Мотор Сичи» заставила гендиректора выходить на международные биржи ценных бумаг. Так, в июне предприятие провело частное размещение 6% своих акций на Мюнхенской бирже, заработав на этом $18,7 млн. Таким образом, инвесторы оценили капитализацию компании в $317 млн. Покупателями акций стали крупные западные инвестфонды, не аффилированые со структурами, близкими к российским компаниям.

Судя по всему, итоговая капитализация не удовлетворила В.Богуслаева. Ведь, во время переговоров с «Оборонпромом» гендиректор исходил из суммы в полмиллиарда долларов, а россияне говорили о цифре в $100 млн. В связи с этим, компания запланировала разместить еще 10% на Франкфуртской бирже. Более того, цена бумаг «Мотор Сичи» продолжает расти довольно быстрыми темпами: если 6%-ный пакет в был продан по $150/акцию, то запланированный к размещению на этой неделе 5%-ный пакет пойдет уже по цене $175.

Однако, второе размещение оказалось более удачным, чем предполагалось. Акции разошлись по цене $177 за штуку. «Мотор Сич» привлекла $18,4 млн., а рыночная капитализация увеличилась на 18% и составила $368 млн. Более того, 25 июня торги бумагами предприятия на ПФТС закрылись на отметке 990 грн. ($196) за акцию, что соответствует капитализации в $407 млн. Эти тенденции дают основания предполагать, что в сентябре, когда начнется продажа третьего, 4%-ного пакета акций, котировки не только зафиксируются на уровне $200, но и превысят его, подойдя вплотную к цифре в $0,5 млрд. капитализации (как и предсказывал В.Богуслаев).

Таким образом, руководство завода последовательно повышает стоимость своего предприятия и возвращается к переговорам о продаже пакета акций российскому двигателестроительному холдингу. По неофициальным данным, гендиректор не хочет отдавать россиянам контрольный пакет акций. Но если это произойдет, то красный директор хотел бы получить не менее 25% в будущем двигателестроительном объединении, что, в свою очередь, не устраивает РФ.

Впрочем, не исключено, что все разговоры об объединении с «Оборонпромом» - это блеф. Действительно, сейчас российский авиапром имеет зависимость от продукции «Мотор Сичи», которая, в свою очередь, большую часть продукции поставляет в РФ (51,5% по состоянию на 2005 г.). Более того, Россия не имеет своих предприятий по сборке двигателей для вертолетов (95% - это украинские двигатели).

Сейчас россияне пытаются диверсифицировать поставки импортных двигателей. Пока что запорожские агрегаты «вешаются» на среднемагистральные самолеты Ан-148 и Ту-334, моторами украинского производства комплектуется также самолет-амфибия Бе-200. Параллельно РФ вкладывает серьезные средства в продвижение более дорогой региональный лайнер Sukhoi SuperJet-100 без украинского двигателя, явно проигрывающий Ан-148 как по техническим параметрам, так и по цене. Кроме того, Россия настойчиво пытается заместить наш мотор на Бе-200 иностранным Rolls-Royce.

В этой связи можно предположить, что «Мотор Сич» набивает себе цену перед иностранными инвесторами и совместно с ними готовится покорять перспективные рынки, в частности, Китая и Индии. В ближайшей перспективе в планах В.Богуслаева наладить сотрудничество с канадской Pratt&Whitney. Мировые лидеры жестко настроены завоевать этот индо-китайский рынок, не дремлют страны так называемой БРИК, поэтому шансы самой «Мотор Сичи» выжить в этой «рубке» весьма малы. В то же время, можно попытаться стать равноправным партнером с кем-то из международных компаний, несмотря на фразы о «вечной любви» с Россией.

Источник: www.ugmk.info