29.09.20 

Image«Аллея Мигов» спортивного аэродрома «Гидропорт» пополнилась новыми экспонатами. Несколько дней назад в авиационный музей была доставлена тройка боевых Миг-21МФ и истребитель-бомбардировщик Су-17М4Р. 

Ранее писалось о том, как в середине апреля этого года одесские летчики спасли раритетные образцы авиационной техники от превращения в металлолом. Тогда в результате длительных непростых переговоров удалось сохранить три редкие машины – МиГ-19ПМ, МиГ-21УМ и МиГ-23МЛ.

Но авиаторы пошли дальше и уже в начале июля стали юридическим лицом, основав первый в регионе «Одесский музей авиационной техники». Тогда же, параллельно с восстановлением первых машин, начался подбор и приобретение новых экспонатов.

Летчики обратились на одесский авиазавод, имеющий на Школьном аэродроме стоянки, откуда регулярно списывается и утилизируется авиационная техника. Заводчане в общем были не против помощи молодому музею, но в дело вмешались бюрократические заморочки. По прошествии почти трехмесячных переговоров музей выиграл тендер и приобрел таки у завода тройку самолетов Миг-21МФ алжирских Военно-воздушных сил, один из бортов был «с сюрпризом».

Как оказалось, самолет с серийным номером 961004712 оказался по-настоящему боевым – он принимал участие в четвертом арабо-израильском конфликте, так называемой «войне судного дня», бушевавшей на Ближнем Востоке с 6 по 24 октября 1973 года. В те дни израильтяне выстояли против арабской коалиции, состоящей из восьми стран – Египта, Сирии, Алжира, Марокко, Ирака, Туниса, Иордании и Кубы. Именно этот борт был в составе эскадрильи самолетов, переданных алжирскими ВВС в распоряжение Египта вместе с летчиками и техническим персоналом и воевал с израильскими «Фантомами» и «Миражами» над Синайским полуостровом. В общем, в первом одесском музее начинают появляться самолеты с интересной историей.

Два других Мига также служили в Алжире, но ничем примечательным не отличились. Тем не менее, отныне музей располагает собственным обменным фондом для приобретения других экспонатов.

В частности, музейщики «положили глаз» на редчайший экземпляр еще советского авиапрома, стоящий на постаменте в Раздельнянском районе Одесской области. Речь идет об учебно-тренировочном истребителе — самолете УТИ Миг-15. На одной из таких машин в 1968 году погиб первый космонавт планеты.

По словам летчиков, самолет не один десяток лет находится на открытом воздухе, за ним никто не ухаживает, поэтому он находится в очень плохом состоянии.

«Я обратился к депутатам Раздельнянского районного совета с просьбой сделать обмен, — рассказывает директор музея Валерий Наливайко. – Мы привезем и установим на том же постаменте в Раздельной один из наших Миг-21, сняв для музея раритетный УТИ Миг-15. Все работы мы проведем за свой счет, нужно лишь получить согласие депутатов. Такая редкая техника должна находится в музее, чтобы люди видели и ощущали историю».

Однако мнение раздельнянских народных избранников разделилось. Здравые умы понимают, что через год-два старенький УТИ Миг-15 просто сдует очередным ураганом, а любители цветмета мгновенно приватизируют раритет, превратившийся в металлолом. В результате мы просто утратим частичку авиационной истории. Но другая часть депутатов почему-то восприняла это как зраду и заблокировала постановление. Тем не менее, одесские авиаторы надеются на позитивное решение вопроса – редкий самолет должен находится в музее.

Еще один интересный экспонат появился в Гидропорту в минувший вторник. Истребитель-бомбардировщик Су-17М4Р (Fitter по классификации НАТО, в переводе — стриж), конечно, не считается раритетом — в бывшем СССР было построено около 2800 экземпляров Су-17 всех модификаций (а их более десятка), но модификация М4Р является самой последней и достаточно редкой – всего было около 200 машин, большую часть из которых давно порезали на металл.

Борт 02, оказавшийся в «Гидропорту», служил в 511-ом отдельном разведывательном авиационном полку (511 ОРАП) и базировался в поселке Буялык, что под Одессой. После расформирования подразделения, в 2003 году, самолеты переместили на стоянки хранения, часть из них оказались в Одессе.

Интересно, что самолеты этого типа оказались настолько удачными, что до сих пор стоят на вооружении многих стран, в том числе НАТО. Экспортный вариант Су-17М4 – Су-22М4 с конца 80-х годов прошлого века стоят на вооружении ВВС Польши. Поляки много раз хотели вывести из эксплуатации все 32 борта, но говорят, что им до сих пор нет замены. Несколько лет назад было принято решение отказаться от них, но это случится не ранее 2026 года.

Сейчас в Гидропорту кипит работа по восстановлению экспонатов, самолеты находятся в разных точках аэродрома — их шкурят, красят, ремонтируют. Самые первые — МиГ-19ПМ, МиГ-21УМ и МиГ-23МЛ удалось доукомплектовать и привести в божеский вид. На многострадальном Миг-19ПМ с нуля сделаны новые консоли крыла, кабина, шасси и он готовится к покраске. Благодаря помощи других украинских музеев, в частности, «Музея дальней авиации» в Полтаве, удалось приобрести утраченные детали к Миг-21УМ и Миг-23МЛ. Алжирский Миг-21МФ достался в очень хорошем состоянии, его собрали и буквально через несколько дней он получит пустынный камуфляж и бортовой номер, с которым воевал в арабо-израильском конфликте.

Но и это еще не все… Летом одесские музейщики на аукционах, проводившихся министерством обороны, приобрели еще два самолета – учебно-тренировочные L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос». Самолеты находятся в Запорожской области и готовятся к перевозке в Одессу.

Также, музею выделена новая большая площадка — экспозиция разместится у главного въезда на аэродром, справа от входа. Кстати, авиаторы говорят, что вход в музей будет абсолютно бесплатным для всех.