16 октября появилась информация, что американская FAA сняла ограничения на полеты в ВП над Черным морем под ответственностью Украины.
Как сейчас обстоит ситуация с полетами над Черным морем и Крымом рассказал агентству "Интерфакс-Украина" и.о. главы Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины ("Украэрорух") Андрей Ярмак.
- В конце августа EASA (Агентство Европейского Союза по безопасности полетов) переопубликовало информационный бюллетень с рекомендациями авиакомпаниям для планирования полетов использовать шесть воздушных трасс над открытыми водами Черного моря, где управление воздушным движением осуществляет Украина. Этому способствовала восьмимесячная кропотливая работа на уровне специалистов "Украэроруха", Госавиаслужбы, международных партнеров и детальные пояснения процедур, обеспечивающих безопасность полетов на стандартно высоком уровне.
Чтобы понять глубину экономического кризиса на предприятии, достаточно нескольких цифр: в 2013 году "Украэрорух" обслужил более 530 тыс. полетов, из которых транзит составлял более 65%. Основные потоки проходили над Крымом – это полеты из Европы в Азию и наоборот. С 2014 года мы этот поток потеряли. Воздушное движение сместилось южнее к берегам Турции, а сама география транзитных полетов изменилась с запада-востока на север-юг, поскольку закрытая юго-восточная часть воздушного пространства Украины образовала своеобразный заслон. Основные транзитные артерии через территорию Украины были закрыты. В 2019 году мы обслужили более 330 тыс. рейсов, а удельный вес транзита составил всего 42%.
Показательными являются цифры по транзитным полетам в Симферопольской зоне полетной информации: в 2013 году было совершено свыше 200 тыс. рейсов, в 2019 – только 20 тыс. Падение объемов - более чем в 10 раз. Все полеты из этой зоны тоже сместились на юг к берегам Турции.
Для нас транзит — это важная составляющая дохода. К сожалению, в настоящее время самые географически удобные для авиакомпаний и выгодные для нас трассы временно недоступны для полетов.
Со своей стороны мы делаем максимум для поэтапного восстановления полетов.
С 2015 года имплементированы специальные процедуры поэтапного возобновления полетов в Симферопольской зоне полетной информации. Мы тесно работаем с Евроконтролем, EASA, FAA – международными организациями, которые определяют политику в вопросах безопасности полетов по всему миру. Они подтвердили эффективность внедренных нами процедур для возобновления траффика в интересах авиакомпаний.
С другой стороны, вопрос полноценного возобновления транзита зависит в большей степени от политической составляющей. Мы как провайдер не занимаемся политикой, наша задача - обслуживание пользователей воздушного пространства Украины. Нам сложно давать прогнозы в вопросах, которые находятся вне зоны нашей компетенции. Но на нашем уровне мы прилагаем максимальные усилия, чтобы возобновить транзитные полеты по всей доступной части воздушного пространства Украины, тесно взаимодействуя с авиакомпаниями и авиационными властями стран мира.
После публикации EASA мы ведем активные переговоры с авиакомпаниями и авиационными властями стран Европы, Персидского залива, ближнего зарубежья с целью привлечь новые компания для полетов в украинском небе. Для авиакомпаний это экономически целесообразно по полетному времени, расходу топлива, другим аспектам. Мы же обеспечиваем сервис высокого уровня и в полном объеме – безопасность полетов.
- Когда мы увидим увеличение полетов в Симферопольском районе полетной информации?
- Такие полеты не прекращались, но их количество уменьшилось в 10 раз по сравнению с периодом до 2014 года.
Сейчас мы говорим о возобновлении транзитного потенциала в этой части воздушного пространства. Украине и, в частности, нам как провайдеру необходимо было пройти длинный путь, чтобы подтвердить на международном уровне готовность обеспечивать качественные аэронавигационные услуги и высокий уровень безопасности полетов в этом районе.
Как известно, в каждой стране есть национальный авиационный регулятор (по примеру нашей Госавиаслужбы), который комплексно обеспечивает надзор за безопасностью авиации в стране, в том числе и за безопасностью полетов. Одним из таких инструментов является публикация собственной оценки рисков по выполнению полетов/пролета территории в разных частях мира. Европейские страны консолидировали свои функции по надзору за безопасностью полетов в рамках European Union Aviation Safety Agency (EASA).
Однако окончательное решение всегда остается за авиакомпаниями, после глубокого анализа рисков, связанных с безопасностью полетов и экономическим эффектом от выполнения соответствующих рейсов.
Украина начала путь по восстановлению полетов над открытыми водами Черного моря с 2015 года, предложив специальные процедуры выполнения полетов, поэтапное открытие воздушных трасс по всему Симферопольскому району полетной информации и постимплементационный мониторинг. Весь этот комплекс мер получил поддержку европейских партнеров.
Новый бюллетень по безопасности полетов EASA, которым рекомендуется использование шести воздушных трасс для авиакомпаний в акватории Черного моря (вместо двух, разрешенных с 2015 года), вышел лишь в конце августа этого года. Сегодня мы задействовали все механизмы, в том числе политические, для донесения этой важной информации до авиакомпаний и авиационных властей стран, которым интересны эти маршруты. Мы самостоятельно провели ряд переговоров с авиакомпаниями по возобновлению их полетов по этим трассам. Первые результаты рассчитываем получить к концу этого года, хотя понимаем, что финальные решения – за авиакомпаниями.
- В целом вопрос по Крыму: как ведут себя авиакомпании, сколько фиксируется самолетов, куда дальше передается эта информация, динамика полетов в Крым?
- В 2014 году Госавиаслужба издала NOTAM о закрытии воздушного пространства над полуостровом Крым. Этого решения придерживается все международное сообщество. Потому иностранные авиакомпании рейсов туда не совершают. В отличие от них российские авиаперевозчики действуют по своему усмотрению. Мы такие рейсы отслеживаем, фиксируем нарушение украинского законодательства, поскольку согласно международным соглашениям и решению Совета ИКАО Украина – единственное государство, которое имеет право управлять воздушным пространством в этом районе. Если говорить о динамике, то в 2019 году российские авиакомпании совершали в Крым в среднем в день около 90 рейсов, или 32,5 тыс. рейсов в год. В этом году это число несколько выросло: по результатам января-сентября среднесуточное количество таких рейсов - около 100. При этом стоит помнить, что интенсивность полетов зависит от сезонности. Летом она выше, в зимнюю навигацию – ниже. В то же время летом, несмотря на пандемию, общее количество рейсов российских авиалиний в Крым составляло от 150 до 200 рейсов в день. Информацию о нарушениях правил использования воздушного пространства мы передаем в Госавиаслужбу для принятия мер согласно украинскому законодательству.
- Удастся ли Украине добиться компенсации за эти незаконные полеты?
- У нас для этого есть четкие правовые основания: зафиксированный факт нарушения законодательства, судебные решение и суммы штрафов, но как и когда этот процесс будет фактически реализован, сказать пока сложно.
Позиция Украины однозначная: в Крым должны быть прекращены все полеты, пока действует запрет Госавиаслужбы. Плюс полная оплата штрафов за нарушение нашего законодательства.