На сайте турецкого телеканала TRT Avaz обнародован аналитический материал под заголовком: Турецкий "двигатель" разблокируется благодаря сотрудничеству с Украиной
Как турецкие эксперты оценивают достигнутые договоренности - в переводе материала от Defense Express.
Акцентируя внимание на сотрудничестве в вопросе беспилотных летательных аппаратов, Турция и Украина не очень хотели обнародовать планы партнерства по военным кораблям и военным турбинным двигателям, которые снова становятся актуальными. Соглашение, которое эксперты называют "плацдармом для обеих стран", создает большие возможности.
Подписанный по итогам встречи между Президентом Украины Владимиром Зеленским, который недавно совершил визит в Турцию, и президентом Турецкой Республики Реджепом Эрдоганом "Меморандум о намерениях в сфере оборонной промышленности", всколыхнул отрасль.
Согласно заявлению официальных лиц в Киеве, существуют планы по реализации проектов по строительству боевых кораблей, БПЛА и всех типов турбинных двигателей.
Каким же может быть влияние такого соглашения на Турцию и Украину? Результаты сделки оценили оборонный аналитик Хакан Кылыч (Hakan Kılıç), исследователь оборонной промышленности Анил Шахин (Anıl Şahin) и аналитик в сфере оборонных технологий Кадир Доган (Kadir Doğan).
Хакан Кылыч обратил внимание на важность намерений обеих стран о сотрудничестве в производстве "турбинного двигателя" и отметил, что Украина является страной с вековым опытом в авиационных технологиях.
Эксперт напомнил, что в то время, как в России изготавливали боевые самолеты серии "Миг" и "Су", двигатели для вертолетов и транспортных самолетов разрабатывали и изготавливали компании в Украине. "Даже сегодня многие российские транспортные самолеты и военные вертолеты летают с украинским двигателем. Украинская авиационная промышленность производила не только двигатели для авиационных платформ, но также двигатели для крылатых ракет", - отметил Хакан Кылыч.
Может иметь огромный вклад в турецкий ракетный двигатель
"Сейчас Турция сотрудничает с Украиной над созданием двигателей для беспилотных платформ, и особенно в разработке двигателя TS-1400, которым должны комплектоваться турецкие многоцелевые вертолеты (военные и гражданские) T625 Gökbey, и который должен стать платформой для подобных двигателей", - отметил Кылыч. Он также продолжил: "В будущем ожидается сотрудничество в вопросе двигателей для крылатых ракет, то есть турбореактивных двигателей. В частности, я думаю, что с помощью Киева мы сможем создать двигатель для гораздо большей ракеты, чем Atmaca и SOM, двигатели для которых способны производить в Турции - отечественной ракеты большой дальности Gezgin, которая будет эквивалентом американской ракеты Tomahawk.
Одной из причин неудачных испытаний этой ракеты является именно проблема с созданием большого турбореактивного двигателя для этих ракет. Существует возможность сдвинуться с места именно по вопросу двигателя. Я догадываюсь, что запуск этой ракеты с прямым приобретением или передачей технологий (которые являятся стратегическими) из Украины произойдет как можно быстрее.
Получат развитие и партнерские отношения по военным кораблям, двигателям и другим системам. Кроме того, не следует забывать, что о совместном производстве самолета Ан-178 также уже шли переговоры. Когда мы все это объединим, можно увидеть, что это соглашение знаменует новую эру".
Будут серьезные выгоды для обеих сторон
Исследователь оборонной промышленности Анил Шахин считает, что чрезвычайно важно иметь в поле зрения сотрудничества именно турбинный двигатель.
"Турбинный двигатель находится в "списке насущных проблем" Турции, - отмечает Шахин - особенно на воздушных и ракетных платформах мы имеем проблемы с двигателем". "Можно сказать, что благодаря этой сделке, подписанной с Украиной, открыт путь для передачи технологий и совместной разработки двигателей", - отмечает эксперт.
Говоря о сотрудничестве Анкары и Киева в вопросе беспилотных авиационных систем, Анил Шахин отметил: "Украина планирует применять беспилотники против российских танков на Донбассе. Bayraktar TB2 использует боеприпасы MAM-L, разработанные компанией Roketsan, и эти боеприпасы были разработаны в рамках противотанковой управляемой ракетной системы. Этот боеприпас базируется на обычной противотанковой ракете, и поэтому является высокоэффективным именно против бронированных целей. Турция может значительно усилить Украину в этой сфере", - подчеркнул эксперт.
Это также повлияет на производство боевых самолетов
С другой стороны, аналитик в сфере оборонных технологий Кадир Доган подчеркнул влияние партнерства в сфере турбинных двигателей на возможности по созданию в Турции отечественных самолетов.
Подтверждая, что важнейшим пунктом соглашения о намерениях Анкары и Киева является "турбинный двигатель", Доган сказал: "Украинские компании имеют широкий ассортимент продукции в турбовинтових, турбовальных, турбовентиляторных и турбореактивных двигателях. В то же время Украина является страной, которая имеет возможность разрабатывать газотурбинные двигатели, которые мы называем наземными двигателями, которые также могут применяться на кораблях.
Совместная разработка проектов двигателей с Украиной обеспечит серьезные преимущества как в техническом, так и в экономическом плане. Мы знаем, что нашей стране нужны разные платформы в этой области.
Это соглашение обеспечит очень весомое преимущество как для аутсорсинга, так и для устранения недостатков наших возможностей в существующих проектах, особенно когда учитываются потребность в национальных боевых самолетах. Я верю, что это будет очень полезным партнерством в любом отношении".
Утверждение о том, что "код БПЛА перейдет в Украину" является необоснованным
Мы также попросили экспертов оборонной промышленности прокомментировать желание Украины приобрести турецкие БПЛА, особенно утверждение о том, что "программное обеспечение турецких БПЛА будет получено Украиной", которое в последнее время активно обсуждается в турецких социальных сетях. Все трое экспертов придерживаются мнения, что это утверждение не отражает истины.
"Если Россия может продать С-400 стране НАТО, почему бы не продать вооружение Украине?". Оборонный аналитик Хакан Кылыч отметил: "Хотя сама беспилотная авиационная система является эффективной системой, она не состоит из деталей с очень высокими технологиями. Важнейшей частью является программное обеспечение, работающее на всех видах авионики и систем дистанционного управления, к которым страна-получатель не имеет доступа. Если бы обратное проектирование или взлом исходного кода было простой задачей, Россия, США и Китай покупали или похищали бы лучшие самолеты друг друга у третьих стран. Примера такой ситуации нет", - поделился эксперт информацией.
Даже если коды сломаны, значимых данных получить не удается
Аналитик в сфере оборонных технологий Кадир Доган также подчеркнул, что утверждение об получении программного обеспечения БПЛА не является реалистичным.
"Очень трудно получить доступ к различным кодам на этих платформах извне. Эксперт подчеркнул: "Основной причиной этого является то, что в этих системах есть коды, которые полностью интегрированы в микроконтроллеры. К этим кодамов очень трудно получить доступ извне, и если даже они доступны, получить важные данные практически невозможно".
Еще одним моментом, на который Кадир Доган обращает внимание в сотрудничестве в сфере БПЛА, является возможность для Анкары открытия очень мощных "экспортных" дверей.
"Этот экспорт не ограничивается только БПЛА", - сказал Доган. - "Когда мы рассматриваем различные товары, такие как отечественные боеприпасы, подсистемы, процессы технического обслуживания и ремонта, используемых в этих БПЛА, мы видим, что продается большая экосистема. В техническом плане использование ваших продуктов как в различных географических регионах, так и в различных условиях обстановки заставляет вас получать много отзывов и делать ваши товары эффективнее благодаря этим обратным связям", - отметил он.
Это соглашение является взаимно беспроигрышным
Исследователь оборонной промышленности Анил Шахин отмечает, что следует также обратить внимание на пункт о "военных кораблях" в партнерстве Анкары и Киева.
Заявив, что Украине нужны военные корабли типа корвет/фрегат, чтобы противостоять российским ВМС в Черном море и защищать свои границы, Шахин сказал: "Однако строительство военного корабля - не очень простое как в техническом, так и в экономическом плане. Турция имеет значительный опыт в этой области. Украина ведет переговоры с турецкими оборонными компаниями по поставкам военных кораблей и/или совместному производству. Эта сделка соответствует принципу взаимной выгоды во всех аспектах".
TRT Avaz - канал, который транслирует Турецкая корпорация радио и телевидения (Turkish Radio and Television Corporation) с акцентом на Турцию и Балканы. Он был запущен в Турции 21 марта 2009 года и транслирует свои передачи на Балканский полуостров, в тюркоязычных странах Центральной Азии, на Ближнем Востоке и на Кавказе.
Напомним, 16 октября 2020 в Стамбуле в присутствии Президента Украины Владимира Зеленского и президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана был подписан ряд двусторонних документов.
Так, министр обороны Украины Андрей Таран и председатель Государственного агентства по вопросам оборонной промышленности Турецкой Республики Исмаил Демир подписали Меморандум о намерениях между Министерством обороны Украины и Государственным агентством по вопросам оборонной промышленности Турецкой Республики о проектах в области оборонно-промышленных проектов.