Впервые за последние 6 лет авиакомпания МАУ заплатила сборы за пассажиров государству.
Об этом сообщает УНН со ссылкой на данные, имеющиеся в распоряжении.
Платеж поступил вчера, 21 октября, в размере 4,6 млн грн. Это сумма - сборы за пассажиров и грузы за неполный месяц августа (с 7 по 31 августа).
Ранее МАУ просто отказались платить сборы государству, используя лазейки в законодательстве. То есть ежегодно государство недополучало около 50 млн грн, а за 6 лет могло недополучить, соответственно, около 300 млн грн.
В то время, как большинство авиакомпаний платили, в МАУ пользовались особым положением. Но все прекратилось в июле 2020 года, когда Верховная Рада поддержала проект закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Украины относительно усовершенствования механизма взимания государственных сборов за каждого пассажира, который улетает из аэропорта Украины и за каждую тонну груза, отправляемого или прибываемого в аэропорт Украины".
Как пояснил министр инфраструктуры Владислав Криклий, законом не предусматривалось новых сборов для пассажиров, а только урегулировался вопрос их уплаты государству. Законом было четко обозначено обязанность всех авиакомпаний оплачивать эти сборы государству и определялась ответственность за неуплату, вплоть до запрета полетов.
Отметим, что спор между МАУ и государством длился с 2014 года. Приближенные к группе Игоря Коломойского народные депутаты Верховной Рады даже пытались собирать подписи за отставку Криклия. Но все же "победу" над МАУ можно считать уникальным случаем, считают эксперты.
"Мы говорим о достаточно уникальном случае для украинской авиации, когда Верховная Рада приняла изменения в законодательство - фактически, чтобы заставить платить одну-единственную авиакомпанию. Обязательные платежи за каждого отлетавшего пассажира и за каждую тонну груза в Государственный специализированный фонд финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях ("Спецфонд") существуют с 1993 года и используются украинским авиационным регулятором - Госавиаслужбой для финансирования своей деятельности. Все авиакомпании, включая МАУ, оплачивали их. Однако после утверждения Налогового и Воздушного кодексов в МАУ поняли, что платить совсем не обязательно, ведь ни один из законов не предусматривает оплаты в Спецфонд, которая по своей сути является налоговым платежом и должен устанавливаться именно законом", - отмечает глава авиационного сектора юридической фирмы "Кинстеллар" Алексей Бурчевский, добавляя, что освобождать от таких платежей было бы уместно как раз во время кризисов, как сейчас, чтобы сохранить национальных операторов.