Прошло всего несколько лет, как возобновил работу и получил статус международного аэропорт Херсона.Но мы уже не представляем, как без него жили, и не зря: аэропорт делает доступным туризм и облегчает бизнес инвесторам.
Как выживает аэропорт в условиях коронавирусной эпидемии и останется ли у него потенциал для дальнейшего взлета? На эти вопросы газете «Новый день » ответил директор коммунального предприятия «Херсонские авиалинии» Виталий Кучерук.
- Виталий Петрович, в этом году в планах КП «Херсонские авиалинии» было увеличить количество пассажиров, воспользовавшихся бы услугами нашего аэропорта, до 350 000. Но удастся ли эти планы осуществить во время коронавирусного кризиса?
- Теперь могу сказать откровенно и однозначно - нет. Ведь с середины марта до середины июля никаких пассажирских рейсов из Херсона не было вообще: воздушное сообщение на этот срок «убил» карантинный нокдаун. Сейчас ситуация улучшилась, но незначительно: на неделю имеем два рейса в Стамбул, которые обслуживает авиакомпания «Turkish airlines», и еще 5 рейсов в Киев от компании «Wind Rose».
По сравнению с тем, что было до эпидемии, это мизер. Ведь нет чартеров, прекратились рейсы компании МАУ и Sky Up.
Вот немного статистики для читателей. С начала года на счету Turkish airlines 87 рейсов из Херсона и 17 000 перевезенных пассажиров, Ryan Air - 37 рейсов и 9000 пассажиров, Sky Up - 25 рейсов и 5540 пассажиров, МАУ /Wind Rose - 76 рейсов и 7000 пассажиров, чартеры - 55 рейсов и 7807 пассажиров, спецрейсы ДС НС, Минобороны и т.д. - 15 рейсов.
В общем, пассажиропоток в 2020-м составил всего 52 387 человек. Поэтому хорошо будет, если до конца года дотянем крайней мере до сотни тысяч. Где уж там думать о 350 000! Соответственно, долги по заработной плате, за коммуналку и топливо до конца декабря могут достичь 14 млн. гривен. Надеемся только на помощь областной власти для сохранения аэропорта и трудового коллектива предприятия.
- Значит, на развитии аэропорта Херсона в условиях коронавирусной эпидемии окончательно поставили крест?
- Конечно, легче всего было бы сложить руки со словами: «Не тратьте, куме, силы, спускайтесь на дно». Но не спешите с выводами, тем более пессимистичными. Аэропорт работает, и это главное сейчас.
Фирма-подрядчик, которая выиграла тендер департамента инфраструктуры облгосадминистрации, ведет в аэропорту работы по установке мощной светосигнальной системы, стоимость которой превышает 40 млн гривен. Финансирование госбюджетное, по президентской программе «Большая стройка».
Совместно с «Украэрорухом» устанавливаем также и современную навигационную систему. Это будет замена старой, которая работала 37 лет - ее эксплуатацию запрещает Госавиаслужба.
Для пассажиров, вылетающих за границу, открыли магазин дьюти фри, планируем открыть и кафе. Поддерживаем в рабочем состоянии взлетно-посадочную полосу - это также требует немало усилий и ресурсов. Кстати, во время недавней поездки в Херсон Президент Украины и премьер-министр дали поручение Мининфраструктуры отыскать 70 млн. гривен на реконструкцию этой полосы. Ведь она представляет собой два километра асфальтобетона и 500 метров железобетонных плит. Они и были не очень прочные, а теперь отслужили свое и нуждаются в замене. Поэтому с нетерпением ждем, когда ведомство выполнит поручение руководителей государственной власти.
- Херсонцы вспоминают, что с осени до весны наш международный аэропорт принимал и отправлял чартеры в турецкую Анталию и египетский Шарм-эль-Шейха. Это было и финансово доступнее для людей среднего достатка, и просто удобнее, чем «лезть» в маршруту к далекому Киеву или Одессе. Возможно, есть какие-то перспективы восстановления чартеров следующей зимой?
- Рад бы обнадежить пассажиров, но, к сожалению, ничем. Освоение новых направлений авиакомпании откладывают, в лучшем случае до марта 2021 года. С чартерами так же. Эпидемия ковида на стихает, а делать в таких условиях прогнозы развития гражданской авиации - дело неблагодарное. Единственное, что могу хорошего рассказать на эту тему: лоукостер Ryan Air открыл продажу билетов на авиарейсы Херсон - Краков - Херсон. Ранее анонсированные рейсы на Катовице и Вену откладываются из-за эпидситуации. Хотя, несмотря на это, мы ценим партнерство с этим перевозчиком и всячески его стимулируем. Например, Ryan Air полностью освободили от уплаты за аэропортовые услуги и сборы на 2021.
- Какой поддержки от областной и городской власти ждет теперь трудовой коллектив коммунального предприятия «Херсонские авиалинии»?
- Наше предприятие разрабатывает новую программу развития международного аэропорта Херсона. Она рассчитана на 3 года - с 2021-го по 2023-й. В ней есть предложения и по обновлению взлетно-посадочной полосы, чтобы она выдерживала тяжелые «Боинги» и строительство ограждения вокруг аэропорта в соответствии с мировыми требованиями безопасности таких объектов, и многое другое.
Воплощение программы в жизнь требует значительной суммы инвестиций из государственного и местных бюджетов - более 2,2 миллиарда гривен. Но рассчитываем на поддержку депутатов облсовета уже новой каденции. Надеемся, убедим их, что «овчинка стоит выделки». Судите сами: только один пассажир, который прилетает в Херсон, оставляет в нашем городе в среднем 117 долларов США. Соответственно, миллион пассажиров в год (а такого количества надеемся достичь уже через 5 лет) пополнит региональную экономику 117 миллионами долларов. То есть инвестиции окупятся не только десятикратно - стократно!
- Виталий Петрович, давайте не будем забывать, что возрождать и реконструировать аэропорты сегодня активно взялись и соседние областные центры: Николаев, Одесса, Днепр. Не утратим мы пассажиров с такой мощной конкуренцией?
- А здесь все зависит прежде всего от нас самих. Как-никак, а стартовые условия у нас лучше. Херсонщина имеет перспективный туристический потенциал. Именно к нашему аэропорту удобнее добираться жителям оккупированного Крыма для дальнейших перелетов за границу или в столицу Украины. В конце концов, напомню и о том, что херсонцы просто раньше начали возрождать «воздушные ворота» края. Мы уже летали в то время, как наши соседи только рассуждали, стоит ли вкладывать деньги в гражданскую авиацию. Поэтому имеем «фору» в 2-3 года, и важно ее удержать, тесно сотрудничая с перевозчиками, улучшая сервис для пассажиров. Тогда у нас все получится и будем продолжать оставаться впереди конкурентов.