Решение о продаже 35,52% акций ОАО «Ривненская авиакомпания «Универсал-Авиа» было принято Фондом госимущества в середине июня. В соответствии с приказом приватизационного ведомства блокпакет акций стоимостью 2,1 млн грн. должен быть продан на биржевых торгах до конца 2007 г. Несмотря на непростое положение, в котором оказалось предприятие, в ФГИУ говорят, что рассчитывают на успешное завершение его приватизации. Судя по всему, чиновники надеются на то, что 35,52% акций ОАО приобретет столичное ЗАО «Авиакомпания «Аеросвiт» — самый крупный авиаперевозчик страны, 22,39% акций которого принадлежат государству.
Надежды, которые питают приватизаторы, не случайны: с 2005 г. «Аеросвiт» является основным акционером ривненской компании, став собственником 64,26% ее акций. Этот актив достался киевским авиаторам своеобразно — ценные бумаги были переданы им в качестве взноса ФГИУ в уставный фонд для сохранения государственной 22,39% доли в «Аеросвiте», который в тот момент проводил дополнительную эмиссию акций на сумму 9,85 млн грн. Правда, получив доступ к западноукраинскому предприятию, новые владельцы контрольного пакета не спешили вкладывать деньги в его развитие (в компании это связывают с сохранением у государства весомой доли авиакомпании, не дающей им возможности полностью развернуться). В результате положение «Универсал-Авиа» за последние годы заметно ухудшилось. Так, если в 2005 г. его доходы были на уровне 5,9 млн грн., то в 2006 г. они сократились до 4,25 млн грн., а по итогам 1 квартала 2007 г. и вовсе составили смешную сумму 21,6 тыс. грн. Логично, что все это время деятельность ривненской авиакомпании была убыточной. В 2005 г. отрицательный финансовый результат составил 1,37 млн грн., 2006 г. — 1 млн грн., а в январе–марте 2007 г. — 400 тыс. грн.
На этом фоне неудивительно, что в марте 2007 г. Хозяйственный суд Ривненской области возбудил дело о банкротстве ОАО «Ривненская авиакомпания «Универсал-Авиа», инициатором которого стал сам должник. Сумма кредиторской задолженности предприятия выглядит не слишком критичной — 425 тыс. грн., однако пока оно не имеет возможности их погасить. Как сообщил «ДС» представитель «Универсал-Авиа», на сегодняшний день компания не занимается авиаперевозками и ведет только техническое обслуживание имеющихся у нее воздушных судов. Их состояние и характеристики оставляют желать лучшего — это несколько самолетов Ан-2 («кукурузник», рассчитанный на 12 пассажиров) и Л-410 (чехословацкий самолет, перевозящий до 15 пассажиров). Из-за этого авиакомпания лишена возможности заниматься регулярными пассажирскими перевозками и в последние годы специализировалась на предоставлении услуг парашютистам, работая с клубами из Великобритании (Boogie Club) и Польши (White Eagle Aviation).
Несмотря на эти обстоятельства, руководство «Универсал-Авиа» утверждает, что предприятие имеет возможность выйти на прибыльный уровень работы, правда, при условии, если в него будут вложены инвестиции, достаточные для обновления самолетного парка. В качестве инвестора, как говорят в компании, готовится выступить уже упомянутое ЗАО «Авиакомпания «Аеросвiт», которое, по данным источников «ДС», заинтересовано в покупке у ФГИУ 35,52% акций «Универсал-Авиа». Если это произойдет, ключевые собственники «Аеросвiта» Арон Майберг и Виктор Пинчук смогут получить полный контроль над ривненским авиаперевозчиком и при желании возобновить его профильную деятельность.
Источник: www.dsnews.com.ua