09.07.07 
ImageУкраина намерена создать единый центр продаж самолетов Ан-148, производимых совместно с Россией. В случае успешных переговоров с российскими партнерами украинской стороне удастся добиться единой цены на эти машины, несмотря на то, что стоимость украинской сборки на 10-15% выше. Впрочем, для того чтобы убедить российскую сторону, обладающую реальными контрактами на Ан-148, в необходимости центра, нужны достаточные аргументы.

Ан-148 – региональный реактивный самолет, предназначенный для грузовых и пассажирских перевозок на расстояние до 3,6 тыс. км при крейсерской скорости 820-870 км/ч. Его стоимость составляет $16,2-18 млн в зависимости от комплектации. Оценочная емкость мирового рынка самолетов в данном классе до 2013 года – 500 штук, в СНГ – 170 штук.

Как рассказал Ъ замминистра промышленной политики Украины Владимир Рыжов, Минпромполитики и АНТК им. Антонова начали переговоры с российскими партнерами о создании единого центра продаж самолетов Ан-148. "Это позволит продавать самолеты по единой цене вне зависимости от места сборки, а также координировать создание центров техобслуживания в странах-покупателях",– отмечает он. Сейчас серийная сборка самолета осуществляется как киевским заводом "Авиант", так и "Воронежским акционерным самолетостроительным обществом" (ВАСО). Поскольку около 69% его цены формирует стоимость российских комплектующих, в украинской сборке самолет стоит на 10-15% дороже.

Впрочем, по словам источника близкого к переговорам, российская сторона не заинтересована в реализации данной инициативы: "России выгоднее собирать самолеты в Воронеже, докупая комплектующие у Украины. Однако последняя обещает в этом случае (если не будет создан единый центр.–Ъ) не продавать детали, стоимость которых за рубежом намного выше, России, что сделает строительство самолета невыгодным". "Мощности ВАСО позволяют производить большее количество самолетов (около 24 самолетов в год против 10 на Украине.–Ъ), что также снижает их стоимость. Если единый центр продаж не будет создан, а поставки с Украины не прекратятся, все заказы уйдут в Россию",– соглашается источник Ъ на заводе АНТК им. Антонова (участвует в создании Ан-148).

Косвенно разногласия сторон подтверждаются и их позицией на легитимность создания единого центра продаж. В "Ильюшин финанс Ко." (ИФК, лизинговой компании, через которую сейчас продается большая часть Ан-148), отмечают, что, согласно договору, подписанному сторонами в 2004 году, именно ИФК имеет исключительные полномочия продажи, аренды и финансовой аренды Ан-148. В Министерстве транспорта и связи Украины ссылаются на собственный приказ от 20 марта текущего года, в соответствии с которым государственная лизинговая компания "Лизингтехтранс" уже продала в лизинг два самолета украинским госкомпаниям (см. Ъ от 8 июня).

По мнению независимого эксперта Александра Кавы, Россия имеет в переговорах явное преимущество. "У российской стороны есть реальные коммерческие заказы, тогда как у Украины – только госкомпании",– говорит он. Кроме того, в случае возникновения конфликта у Москвы есть самолет Superjet 100, который, хотя и имеет более высокие требования к посадочной полосе, является аналогом Ан-148 и может заменить его на внешних рынках, считает эксперт.

Источник: www.prometal.com.ua