Сегодня мы раскроем тайну» о которой умалчивали многие годы. Многие о ней не знают, и по сей день. В 1982 году, на самом высоком уровне, было принято решение о призыве в ряды Вооруженных Сил летчиков, которые находились в запасе. Во многих полках летных училищ переходили с 4-х эскадрильной структуры на 6-ти эскадрильную. Летчиков-инструкторов не хватало. Весной 1982 года на улицах Ахтырки можно было встретить офицеров - летчиков в погонах младших лейтенантов. Многие недоумевали, почему? Ведь даже среднее военное училище выпускает лейтенантов, не говоря уже о высших. Но весь парадокс заключался в том, что эти летчики военных училищ не заканчивали. Как и не заканчивали летных училищ гражданской авиации. И если о них просачивалась информация в газеты, то рядом с фотографией летчика в кабине самолетв, скромно писали "летчик-споргсмен аэроклуба ДОСААФ". Это было наполовину правдой. Эти "аэроклубы" назывались учебными авиационными центрами ДОСААФ. И готовили в них военных летчиков на боевых самолетах МиГ-17 и вертолетах. Многие выпускники вертолетных УАЦ прошли через Афганистан.
Система подготовки была проста и эффективна. Военный комиссариат отбирал желающих летать парней и направлял на врачебно-летную комиссию. Годные по состоянию здоровья осенью приступали к обучению. Днем они работали, а вечером шли на занятия. Преподавали устройство самолета, двигателя, аэродинамику, самолетовождение. Первого апреля всех призывали на действительную военную службу, одевали в военную форму с курсантскими погонами. На аэродроме проходили наземную подготовку и совершали два парашютных прыжка.
После принятия присяги, приступали к вывозной программе на самолете Л-29 (такой самолет и сегодня можно увидеть в селе Куземин). Кормили всех по реактивной норме - каждый день шоколад, масло, колбаса и т.д. Голодных среди курсантов но было. Летом курсанты начинали вылетать самостоятельно и затем продолжали совершенствовать свое летное мастерство в небе, летали по маршруту и на пилотаж, по кругу и о зону, учились выводить самолет из штопора. Осенью всем закончившим первый год обучения присваивалось звание сержант и они отправлялись в отпуск домой.
Осенью, после отпуска, сержанты прибывали в центры второго года обучения. Многие осваивали самолеты Ути МиГ-15 и МиГ-17. Например, на аэродроме Лямбирь (под Саранском) в 1975 году их насчитывалось более сотни, всех расцветок: от зеленых (морская авиация) до желтых. Вылетев на спарке Ути МиГ-15, на следующий день вылетали самостоятельно на боевых реактивных самолетах МиГ-17. За два года курсанты налетывали более ста часов, и в конце сентября их служба заканчивалась, они уезжали в запас. В октябре уинистр обороны подписывал приказ о присвоении девятнадцатилетним летчикам воинского звания младший лейтенант запаса. Многие из них больше в кабину самолета не садились. Их готовили на случай войны. Некоторым повезло и они, написав рапорт о призыве в ряды Вооруженных Сил, пополнили в 1982 году ряды летчиков-инструкторов. Для этих счастливчиков, в ХВВАУЛе в том же году организовали заочный факультет для подготовки летчиков - инженеров и к 1986 году на груди у многих из них появились ромбики.
К сожалению, из двадцати УАЦ ДОСААФ после "реформы" 1992 года, выжил только Вяземский уац. Сегодня в Вяземском аэроклубе летает пилотажная группа "Русь", известная во всем мире. Кстати, в Сумах и Богодухове такжо были авиационные центры ДОСААФ, которые готовили пилотов вертолетов.
Источник: www.okhtyrka.net
И. Бекбулатов