12.07.07 
Харьковский авиазавод выходит из крутого пике и пытается набрать высоту. Новый директор ХАЗа Сергей Задорожный дал первое интервью о ситуации на заводе. Неделю назад, по информации руководителя, Кабмин выделил авиастроителям 200 миллионов гривень. На ХАЗе рассчитывают на половину этой суммы - как минимум. Пойдут деньги на то, чтобы помириться с кредиторами - то есть выплатить проценты по займам. Параллельно ХАЗ запускает в действие антикризисную программу - через 4-5 лет, обещает новый директор, завод выйдет из кризиса.

Команда «на старт» уже дана - авиастроители разработали антикризисную программу. Бизнес-план на 5 лет. Пункт первый - рассчитаться с кредиторами. Размер долга перед банками Сергей Задорожный не называет - как и проценты - коммерческая тайна. Для кого-то сумма покажется непомерно огромной, но те, кто разбираются в авиастроении - удивятся не сильно, объясняет он.

Среди кредиторов – «Укрэксимбанк», «Кредитпромбанк», российский «Альфа-банк», но перед россиянами, утверждает Задорожный, долг незначительный. Самый крупный кредитор – «Проминвестбанк».

Крутое пике ХАЗа новый руководитель объясняет несколькими причинами: произносит фразу, применимую к любому производству – «все подорожало», и добавляет: с 91-го года государственное предприятие не получило ни копейки из госбюджета.

Николай Борисенко, зам. начальника обл. управления промышленности: «Вообще-то есть закон о поддержке авиастроения Украины, и, к сожалению, статьи этого закона, они в последние годы не наполнялись. То есть в бюджете государственном деньги не предусматривались. А естественно, руководитель предприятия строил свою политику с учетом того, что провозглашенная поддержка, она должна была быть, и с учетом этого заключал договоры, то есть, это одна из причин, которая привела вот к таким результатам».

В баке ХАЗа появляется топливо - пятого июля Кабмин принял решение выделить авиаконцерну двести миллионов, после этого банкиры стали лояльнее, уверяет Задорожный. В правительственном документе прописано, что деньги ХАЗ может потратить только на «оздоровление отношений с банками».

Кому и сколько отдать - решать «хазовцам», по согласованию с Минпромполитики. Но в список тех, кто получит деньги, не могут попасть банки, которые судятся с заводом.

Сергей Задорожный, и.о. ген. директора авиазавода: «Сейчас ведется активная работа с основными банками-кредиторами. И буквально вчера в Киеве состоялась встреча с основными кредиторами, есть полное понимание со стороны банков, что предприятие должно существовать, что никто его топить и уничтожать не собирается. То есть, банки готовы идти на встречу».

ХАЗ включил двигатель - разгон по взлетной полосе. Чтобы выплатить зарплату рабочим - впервые за полтора месяца, пришлось снова брать кредит - в государственном банке, говорит директор. На конец июня, по данным облгосадминистрации, задолженность по зарплате была 12 миллионов гривень.

Виталий Шульмин - выпускник ХАИ, на авиационном заводе проработал чуть больше двух месяцев, инженером-испытателем радионавигационного оборудования. Уволился в июне - но зарплату так ни разу и не получил. Теперь добивается «получки» через суд.

Виталий Шульмин: «Насколько мне известно, уже доходило дело до забастовки. Но результат тот же».
Корреспондент: «Какой тот же?»
Виталий Шульмин: «Выплаты нет никакой. Полностью завод останавливался, то есть никто не работал, до тех пределов, пока директор там не пообещал радужные мечты».

Сергей Задорожный, и.о. ген. директора авиазавода: «К сожалению, люди уходят. Сказать, что много... По мне, так много. Ну, за месяц ушло порядка 100 человек. 69 человек в этом месяце. Но поймите: это не наша проблема, это проблема всего производственного комплекса в целом. На ряде предприятий происходит то же самое. Да, здесь усугубило ситуацию, что была длительная задержка зарплаты. Но первый шаг сделан».

Выйти из пике и набрать высоту - планы, говорит новый директор ХАЗа, - амбициозные, но вполне реальные. Потеряет ли завод высоту из-за уголовного дела по факту хищений, о возбуждении которого СБУ заявила в январе? - на этот вопрос Сергей Задорожный не отвечает. Сегодня на ХАЗе нет ревизоров - но это не значит, что проверки закончились.

Из последних достижений - завод с первого июля освободили от платы за землю - это больше 600 тысяч гривень ежемесячно. Один из пунктов антикризисной программы - кардинальное изменение кредитной политики предприятия и подписание новых, «выгодных для ХАЗа», как выражается Сергей Задорожный, контрактов.

В цеху окончательной сборки сегодня - 11 самолетов. Задорожный пытается объяснить заказчикам, которые уже заплатили аванс, что придется заплатить больше. ХАЗ поднимает цены на самолеты.

Источник: news.mediaport.info