Комиссия Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами (НБРГА), провела расследование аварии, с UR-43983, произошедшей 23.06.2019г. при выполнении АХР в р-не с. Млыны Лохвицкого района Полтавской обл.
Ан-2 UR-43983, принадлежащий ООО «Феникс Эйр», согласно поданного плана полетов и на основании договора с ООО "Райз - Восток" выполнял авиационно-химические работы по защите посевов подсолнечника от вредителей.
В 10:10, при выполнении восьмого полета, после взлета, на высоте примерно 20 - 30 метров произошла падение мощности двигателя, самолет начал терять высоту. КВС принял решение на выполнение вынужденной посадки на грунтовую дорогу в лесу.
После вынужденной посадки возник пожар, во время которого самолет полностью сгорел. Экипаж жив, получил различной степени повреждения.
Комиссия НБРГА провела расследование и опубликовала результаты.
Из объяснений экипажа и технического персонала комиссия выяснила, что после начала полетов экипаж выполнил три полета на авиационном топливе AVGAS 100LL, которое осталось после перелета в топливных баках.
После достижения минимально допустимого остатка в топливных баках бензина AVGAS 100LL, с целью продолжения авиационных работ, КВС принял решение на приобретение бензина А-95 на ближайшей автомобильной заправке.
Было приобретено 600 литров автомобильного бензина А-95 (три бочки по 200 литров).
При анализе протокола испытаний качества топлива № 055-ХС / 2019, комиссия выяснила, что качество бензина автомобильного марки А-95 не соответствует требованиям ДСТУ 7687: 2015 "Бензины автомобильные евро. Технические условия".
Согласно объяснений второго пилота, после выполнения трех полетов была выполнена дозаправка топливом 200 литров (бензином А-95). После этого самолет выполнил еще четыре полета и была выполнена следующая дозаправка топливом 200 литров (бензином А-95). Комиссия считает, что при первой дозаправке произошло смешивание бензина А-95 и остатков бензина AVGAS 100LL, что незначительно ухудшило качество топлива в топливной системе ВС, но при следующей заправке смесь бензинов почти полностью соответствовала качеству бензина А-95 и, из-за несоответствия данной партии нормам, могла вызвать падение мощности двигателя после взлета.
Комиссия не смогла в полном объеме рассмотреть технические неисправности в органах управления ВС, неисправности систем и агрегатов ВС по причине полного сгорания самолета.
После анализа фактов, выявленных в ходе расследования, комиссия пришла к выводу, что, наиболее вероятно, столкновение с землей ВС Ан-2 UR-43983 произошло из-за дозаправки ВС некачественным топливом, что привело к снижению мощности двигателя после взлета с взлетным весом, близким к максимальному, и привело к его непредвиденного снижению. Вынужденная посадка была выполнена на лесную грунтовую дорогу, непригодную для выполнения посадки самолета Ан-2. Посадка выполнялась с парашютирования с закрылками, выпущенными на 40º. После приземления возник пожар, самолет полностью сгорел.
Комиссия рекомендует:
- руководству ООО "Феникс-Эйр" рассмотреть возможность переделки двигателей АШ-62ИР, установленных на самолетах Ан-2, принадлежащих ООО "ФениксЕйр", в соответствие с модификации, согласно дополнительного сертификата типа № ДТД 0057.
- изучить с летно-руководящим составом авиакомпании ООО "Феникс-Эйр" и пилотами выводы и причины аварии самолета Ан-2 UR-43983 и предупредить их о необходимости при использовании автомобильного бензина А-95 проводить полеты с соблюдением ограничений и указаний разработанных Дасу
- емкости с топливом (бочки), используемые для заправки самолета при выполнении авиационных работ, хранить в недоступных для прямых солнечных лучей местах;
- при приобретении топлива отдавать предпочтение надежным поставщикам, требовать паспорт качества на данную партию и хранить топливо в надежно очищенных емкостях.
- при выполнении полетов на самолете Ан-2 при температуре наружного воздуха выше + 250С рекомендуется использовать авиационный бензин AVGAS 100LL.