Коллектив Харьковского аэроклуба поздравил выпускников летной школы -2020 с вручением лицензий PPL (A) Государственной авиационной службой Украины.
Пилотские свидетельства нового образца продлеваются раз в 2 года на основании проверок уполномоченными летчиками-экзаменаторами. Претенденты на получение лицензии частного пилота проходят курс теории (132 часа) и летную программу на легком самолете ХАЗ-30 (45 часов налета не более чем за 24 месяца).
Егор Грисюк, частный пилот
«Так судьба сложилась, что я военный штурман действующий 3-го класса. К сожалению, так получилось, что я не смог пройти на пилота. И теперь вот, постепенно двигаясь после выпуска, будучи уже в звании капитана я вот только сейчас смог позволить себе раскошелиться. Мне надо было что-то доказать.
Сложилось так, что я учился в Харькове и мой первый полет состоялся в Харьковском аэроклубе. Я тогда, будучи еще курсантом на 1-м курсе в мае месяце, 13-го мая, как сейчас помню, я приехал на аэродром «Коротич», мне дали увольнительную, всего на 3 часа, я смог из ХУВС доехать до аэродрома – на метро, на автобусе, прибежал, последние деньги выложил, сказал: «Мужики, хочу полетать!» - «Так в чем проблема». Это был Т-10. И я не видел смысла нигде, кроме Харькова учиться.
Были сомнения в плане того, что не смогу вытащить. У многих людей складывается стереотип, что это нереально финансово. Но, на самом деле, будучи уже женатым, я не получаю большой доход, просто ужался немножечко в растратах и в течение двух лет (я не получал за один год), - я окончил теорию в том году, в том году начал летать, вылетел самостоятельно, около 15 часов на тот момент у меня было.
Я, как действующий инструктор в своей сфере, могу сказать, что без теории в самолете делать нечего. Поскольку я на протяжении 5 лет теорию получал в университете, здесь я, даже уже с моей теорией, с моим дипломом о высшем образовании авиационном, - я все равно приходил сюда и сидел на парах.
По летной программе, я думаю, это во всем мире практика такая, - все идет постепенно. Первое – это взлет-посадка. Самый первый – это ознакомительный полет, инструктор тебя провозит по всем зонам, дает попробовать самолет, какое в нем ощущение, показывает тебе посадку, как это все выглядит, следующие полеты уже начинаются вывозные. И дальше начинаются круги, несколько зон: показать, как самолет себя ведет на разных высотах, при разных скоростях. Дальше ты начинаешь просто «карусель» - круги, круги, круги, круги. До первого самостоятельного вылета. Дальше будет еще одна зона, чтобы показать экстренные посадки. Как выбрать площадку, как правильно зайти, как рассчитать. Затем вылетел самостоятельно и снова – круги, круги, круги: то есть, ты должен утвердиться в посадке. Дальше два-три полета по маршруту. Аэропорты. Есть определенная программа, все по пунктам, если кому интересно, прочитает. Слетал в аэропорты и все, если остается у тебя еще время, тебе нужно 45 часов выполнить, - ты добиваешь это время, и дальше идет экзаменационный полет. Если экзаменатор видит, что летаешь уверенно, садишь уверенно, - то проблем у тебя не будет.
Авиация… Я видел 17-летних пацанов, которые курили и пили, а потом, приходя в авиацию… Дисциплинирует очень сильно. Главное не бояться и не нарушать.»
Сергей Бочоришвили, частный пилот
«Детские мечты… Да, в принципе, как-то не сложилось тогда, были 90-е годы, полная разруха в авиации, - отговорили. Всегда хотелось. Я учился в ХАИ «Автоматизированные системы управления», работал в космической отрасли, сейчас в айти, ну и всегда меня интересовала авиация, всегда в этом варился. Всегда мне это было легко, аэродинамику я знал итак. Устройство самолета… Какие-то вещи были новые типа авиационного законодательства.
Почему-то мне казалось, что я буду быстрее готов к первому полету самостоятельному. А оказалось, что пришлось потренироваться. Хотя я достаточно быстро вылетел –вылетел – где-то 15 часов у меня было. Что не получалось – немножко не хватало правильного распределения внимания, более точного управления самолетом, немножко не уверенно чувствовал себя на глиссаде.
Какие-то вещи анализируешь после посадки, себе составляешь список ошибок, их анализируешь, в следующий раз уже держишь в голове, что там надо запомнить, перенести взгляд на землю влево при выравнивании (что постоянно забывается), и тому подобное.
Когда поставил себе цель наконец-то такую мечту исполнить, начал искать в интернете, какие летные школы есть, звонил в разные, выбирал. В конце концов остановился на Харьковском аэроклубе, не пожалел, потому что узнал, что в очень многих школах, например, не дают самостоятельного налета. А здесь опытные инструкторы с большим опытом военной авиации.
Мысли после первого самостоятельного: «Круто, наконец-то я это смог». Цель была в любом случае летать. Есть желание идти дальше. В коммерческую авиацию. Я наверное даже всерьез так не думал, когда начинал. Но теперь это желание стало более серьезным. Есть много направлений, которые хотелось бы. Ну, во-первых, хотелось бы в аэроклубе освоить Як-52 и пилотаж. Возможно, слетать в Штаты и получить там некий налет. Получить инструментальный рейтинг. Multi Engine рейтинг. То есть использовать разные возможности, их тоже нужно искать. В Европе, в Штатах есть такое понятие как «Клуб владельцев самолетов», - целиком купить себе самолет тяжело, ну, допустим, 10 человек владеют одной цессной, и тогда порог вступления довольно разумный. И дальше стоимость владения этом самолетом оказывается гораздо дешевле, нежели арендовать его. Это тоже вариант, который можно рассмотреть.»
Лётная школа Харьковского аэроклуба объявляет набор новой группы обучения пилотированию самолета по программе PPL (A) на январь-2021.