23.12.20 

ImageМы дадим денег аэропортам на скидки для наших авиакомпаний - глава Мининфраструктуры Криклий

Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий дал интервью агентству  "Интерфакс-Украина". Публикуем часть, посвященную авиации.

- Ну вот давайте как раз об авиации сразу и поговорим. Удастся ли авиакомпаниям в 2021 году начать полноценную работу?

- В 2021 году восстановить полноценную работу авиаотрасли, думаю, не удастся. Прогнозы говорят о том, что понадобится минимум 3-4 года на восстановление. На следующий год мы оптимистично ставим цель вернуться к половине того показателя пассажиропотока, который был в 2019 году. Условно говоря, если, например, аэропорт "Борисполь" обслужит 8 миллионов пассажиров – это будет хорошо.

- Как ситуация этого года, по вашим оценкам, отразится на стоимости авиаперевозок?

- Самое рискованное, что можно делать во время кризиса, это увеличивать стоимость и отказываться от рекламы. Это все компании проходили.

- Компенсация авиакомпаниям за эвакуацию - где сейчас деньги? SkyUp недавно заявила, что так и не дождалась от государства обещанной помощи.

- Мы как раз приняли решение по этому вопросу, нашли компромисс и согласовываем сейчас этот вопрос с Минфином. Так как у нас есть определенные ограничения по ковидным средствам, и мы не можем напрямую помогать авиакомпаниям, планируем действовать следующим образом. Мы предоставим помощь нашим государственным компаниям: аэропортам "Борисполь" и "Львов". А в дальнейшем примем программу по поддержке национальных перевозчиков, в виде предоставления им скидок в рамках этих сумм поддержки, чтобы они могли пользоваться скидочными программами от аэропортов. Там все будет справедливо, исходя из того, сколько кто сделал возвратных рейсов по вывозу наших пассажиров в Украину. Ну а потом уже будем смотреть, получится ли расширить действие этой программы и на другой горизонт. Например, до лета или хотя бы до середины весны, когда у авиации более благополучные времена начинаются.

- А можно подробнее? На что планируются скидки на аэропортовое обслуживание, или в том числе на услуги "Украэроруха"?

- Исключительно аэропортовые сборы.

- А как в таком случае жить аэропортам? У них же тоже все грустно.

- Мы же им деньги дадим.

- Вы дадите деньги аэропортам, а аэропорты – авиакомпаниям?

- Аэропорты не будут платить авиакомпаниям напрямую, но установят определенную скидку, чтобы те могли платить меньше. Таким образом, это будет некая компенсация.

- Средства для аэропортов из каких источников будут выделены?

- Из ковидного фонда, который, хочу напомнить, предназначен и для минимизации потерь от последствий коронакризиса.

- Что еще планируете делать для развития внутренних авиаперевозок?

- На следующий год на региональные аэропорты запланировано финансирование в размере 2,4 млрд грн. Защищенная статья 1,4 млрд грн на аэропорт в Днепре, еще миллиард - на региональные. Но мы не планируем ограничиться исключительно этим. Несмотря на "турбулентное время и обстоятельства" у нас сейчас много переговоров о возможности привлекать в том числе инвесторские средства для ускорения процесса.

- С кем?

- Это и наши европейские партнеры, и международные финансовые институции, а также просто большие строительные компании, в том числе китайские. Кроме того, рассматривается - в том числе в рамках межправительственных соглашений - возможность получения финансирования на различные инфраструктурные проекты. В эту корзину среди прочего мы включаем и аэропорты.

- И все же, для развития внутренних авиаперевозок что еще планируете делать?

- У нас были планы в этом году отменить НДС и акциз на внутренние авиаперевозки. Но для этого законодательный корпус должен с нами "в пас играть", чтобы это все быстрее получалось. Надеюсь, в следующем году отменим. Знаю, что и президент, и премьер нас поддерживают - мы это обсуждали не раз. Это нам позволит устойчиво обеспечивать развитие региональных аэропортов и сократить стоимость перевозок. Тогда цена на авиабилеты, которая будет сопоставима с поездами категории "Интерсити" второго класса станет реальностью.

- То есть это где-то до 500 грн за билет?

- Здесь все зависит от расстояния. Если это направление Киев - Харьков, то там 600 грн вполне реалистичны при полной загрузке самолета. Тем не менее где-то $20 - это вполне реалистично.

- Не могу не спросить, что с идеей госавиакомпании? Про нее так громко говорили, а потом взяли и спрятали "под ковер". Где она?

- Никто ничего не прятал. Работаем - всему свое время. Обещаю, что вы узнаете одним из первых.

- Ну хотя-бы какие-то инсайды?

- Смотрите, инсайд простой – финансирование. Все ведь упирается а) в финансирование, б) в модель, в) в экспертизу и команду. Это же не просто красивая идея - она должна быть рабочей, генерировать государству прибыль. Каждая вложенная в нее инвестиция из государственного бюджета должна возвращаться сторицей. Это ключевые вещи, над которыми мы сейчас работаем.

- Будем летать на АНах?

- Да, АНы стоят в ядре всего этого концепта, безусловно. По большему счету это затеивается в первую очередь ради АНов. Знаете, зачем? Потому что, когда наш госконцерн "Антонов" приезжает на крупнейшую выставку Ле-Бурже по авиации и предлагает покупать наши самолеты, им задают абсолютно логичный вопрос: "А где вы на них летаете?".

А нигде. Поэтому и мир на них летать не особо-то и торопится, какими бы хорошими они ни были. Так что прежде чем мы не начнем доверять своему бренду и авиапроизводителю, о выходе на мировой рынок нечего и думать. Мы должны поддерживать, давать заказы на самолеты военного назначения, и на гражданские суда тоже давать заказы и находить решения. Должны иметь платформу, на которой мы бы могли презентовать, как это работает, чтобы не потерять статус авиапроизводителя.

- Все-таки в какие суммы вы оцениваете базовые инвестиции в то, чтобы госавиакомпания полетела хотя-бы по Украине? Я уже не говорю о международных рейсах. 

- Это как оценивать акции "Тесла" пятилетней давности, когда компания еще только зарождалась. Тут речь идет о миллиардах гривен. Вопрос только в каком времени и в каком формате они будут проинвестированы. Хотелось бы найти интересное решение как можно дешевле.

- В следующем году она вряд ли полетит?

- Почему же? Кто вам такое сказал?

- Бюджет.

- Давайте в декабре 2021-го сверим, чей прогноз был ближе к истине.