Авиакомпания «Международные Авиалинии Украины» подвела предварительные итоги операционной и хозяйственной деятельности в 2020 году.
Текущий календарный год начался позитивными изменениями в работе МАУ в результате оптимизации сети маршрутов осенью 2019 года. Решительные меры, направленные на вывод авиакомпании на безубыточность, позволили компании уже в первые месяцы 2020 году обеспечить поступления, которые опережали бюджетные плановые показатели.
К большому сожалению, успехи авиакомпании МАУ были с привкусом горечи и скорби от ужасной гибели рейса PS 752 Тегеран-Киев, унесшей жизни 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Самолет авиакомпании был сбит иранскими военными ракетами 8 января 2020. Это горе разделило жизнь компании на «до» и «после» и стало первым значительным психологическим испытанием для коллектива МАУ в 2020 году, за которым последовала эпидемия и беспрецедентные карантинные ограничения.
Последствия весеннего локдауна
Вследствие пандемии Covid-19 и решений правительства о запрете авиационного сообщения авиакомпания вынуждена была отменить тысячи рейсов и, как следствие, авиакомпания получила тысячи обращений о возврате средств. Только в период с апреля по ноябрь 2020 года были обработаны 85 861 запросов пассажиров и оформлено возвращения на сумму в размере почти 22 млн долларов. К этому времени зафиксировано еще около 56 000 необработанных заявок на возврат денежных средств. Сотрудники МАУ тщательно фиксируют каждое обращение и обрабатывают их в порядке очереди.
Во время локдауна авиакомпания оптимизировала свою работу: втрое снизила расходные финансовые статьи, оптимизировала флот и пропорционально сократила штат работников приблизительно на 1000 человек.
В результате МАУ завершит 2020 год с такими показателями:
- С января по декабрь МАУ выполнила около 17 000 регулярных и код-шеринговых рейсов, что на 72% меньше по сравнению с аналогичным показателем за 2019 год;
- За указанный период МАУ перевезла 1787000 пассажиров – в четыре раза меньше результата 2019 (около 8 млн пассажиров);
- Процент транзитных пассажиров составил 43% от общего объема перевозок (486000 пассажиров), что на 86% меньше по сравнению с прошлым годом.
- МАУ транспортировала 4824000 килограммов груза (15073000 в 2019 году) и 1350000 килограммов почты (4404000 в 2019-м).
Диджитализация
Весенний локдаун и карантин побудили пересмотреть подходы к ведению бизнеса с широким использованием цифровых технологий. С целью оптимизации операционных и маркетинговых расходов в контексте общего падения рынка, МАУ переориентировалась на ведение сервисов, промо и продаж преимущественно через диджитал и онлайн каналы.
В результате, в течение 2020 МАУ реализовала ряд следующих решений:
- сосредоточилась на увеличении прямых продаж авиабилетов через официальный сайт;
- обеспечила пассажиров автоматизированными промокодами для гарантированного сохранения авиабилета в случае отмены / переноса рейсов из-за пандемии с обязательным 25% -м бонусом;
- создала онлайн сервис Manage My Booking (MMB), который предоставил пассажирам возможность при необходимости самостоятельно менять параметры перелета (маршрут, дату перелета, дополнительные услуги и т.д.) через мобильное приложение или на сайте МАУ.
В общем, акцент на диджитализации и применении цифровых решений авиакомпаниями стал общим трендом 2020 года.
Спасительные карго перевозки
Грузовые авиаперевозки в период весеннего локдауна стали приоритетным направлением деятельности МАУ. С разрешения Госавиаслужбы Украины и международных регуляторов авиакомпания получила возможность осуществлять карго перевозки, в том числе, в салонах пассажирских самолетов. МАУ активно транспортировала гуманитарные, медицинские и специальные грузы. Это дало авиакомпании бесценный опыт в организации антикризисных грузоперевозок, который имеет потенциал быть реализован при транспортировке вакцин от Covid-19.
Социальная ответственность МАУ
Одним из приоритетных направлений деятельности МАУ в период пандемии была благотворительная инициатива «Под крылом», призванная помогать больным детям. Несмотря на ограничения большинства стран относительно пересечения границы гражданами Украины, прилет с целью лечения оставался разрешенным для большинства стран. Именно поэтому МАУ перезагрузила работу благотворительного проекта «Под крылом». Теперь участники программы лояльности авиакомпании Panorama club снова могут делать взносы собственными милями к партнерским медорганизациям МАУ для обеспечения бесплатными перелетами детей, нуждающихся в лечении или обследовании за рубежом.
«Поддержка такой социальной инициативы особенно важна в наших новых реалиях. Ограничения на перелеты в 2020 году, к счастью, не касаются медицинских рейсов. Это позволяет авиации продолжать выполнять одну из главных своих миссий - помогать тем, кто нуждается в безотлагательном лечении за рубежом. Для МАУ это всегда было делом чести», - заключает менеджер по развитию программ лояльности МАУ Татьяна Невмержицкая.
За период действия такой инициативы в рамках Panorama club с июня 2019 по ноябрь 2020 собранные мили использовано на оформление 121 авиабилетов для медицинской перевозки детей. Именно 16 авиабилетов было использовано в течение 2020 года, а из них 10 - непосредственно после возобновления программы в кризисный период.
Видение перспектив 2021
Авиакомпания МАУ сделала и делает все возможное для сохранения собственной сети полетов. Так за 2020 год МАУ выполняла полеты по 155-ю маршрутам, учитывая регулярные, специальные, грузовые и чартерные рейсы.
«Работа в условиях карантина 2020 научила команду МАУ гибкости, адаптивности и устойчивости. Самостоятельно, без всякой помощи со стороны, мы выстояли и прошли это испытание. Все в МАУ готовы работать на результат так же 24/7 и обеспечивать пассажиров возможностью летать в новом 2021 году. Соответственно, мы смотрим в будущее только с позитивом. На позитивный сигнал к восстановлению нам указывает также начало вакцинации от Covid-19 в США, Великобритании, Германии и в других европейских странах», - отметил СЕО авиакомпании Евгений Дыхне.
МАУ планирует постепенное перспективное восстановление оригинальной сети маршрутов в 2021 году. В частности, с начала летнего сезона 2021 планируется запуск рейсов за 43 международными и 7 внутренними маршрутами, что позволит восстановить полноценное авиационное сообщение из регионов Украины с многочисленными странами Европы через хаб в Международном аэропорту «Борисполь». Начиная с апреля 2021 МАУ планирует восстановление собственной маршрутной сети на 64% от объемов 2019 года.