Разработчики нового российского легкого многоцелевого самолета "Байкал", призванного заменить легендарный Ан-2, не укладываются в заявленную стоимость проекта.
Выступая в июле 2020 года на совещании в Совете Федерации, замглавы Минпромторга РФ Олег Бочаров заявил, что в декабре разработчик легкомоторного самолета (ЛМС-901) "Байкал" должен сдать для испытаний экземпляр самолета. На деле модель, выполненную в масштабе 1:7, продули в аэродинамической трубе Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ) только в конце ноября.
"Если по скорости, дальности и взлетно-посадочным характеристикам в целом разработчикам "Байкала" удалось выполнить план, то уложиться в стоимостные параметры довольно сложно", — заявил Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Пантелеев.
Объявляя год назад конкурс на разработку замены Ан-2, Минпромторг одним из главных критериев ставил именно стоимость нового самолета. По оценке ведомства, она не должна превышать 120 млн рублей за машину.
На конкурс было предложено несколько разработок, созданных с использованием зарубежных комплектующих, утверждает редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Но все они имели существенный минус - стоимость конкурентов "Байкала" была очень высока. А новый самолет должен быть доступным и, самое главное, дешевым.
"Ан-2 прекрасно разбирался, ремонтировался и собирался, как говорится, и в поле, и в заводских условиях, - рассказал он. - Добавьте к этому, что хотя его и называли "тряпколет", Ан-2 был обтянут специальным материалом. В этом было его преимущество — с него стянули этот материал, раздели, починили — и заново надели".
Новый "Байкал", изготовленный из высокотехнологичных материалов, на современном оборудовании и с рекомендациями ведущих ученых и инженеров-авиастроителей, конечно, может превзойти по техническим характеристикам старичка Ан-2. На борт ЛМС-901 теоретически сможет взять больше пассажиров и груза, чем Ан-2, но это… запрещают авиационные правила.
"По Федеральным авиационным правилам, одномоторный самолет должен брать строго не более девяти пассажиров. Теоретически можно было бы добавить к маршевому двигателю еще два гибридных мотора и обойти эту проблему. Но пока в экспериментальном варианте фигурирует один двигатель", - объяснил Пантелеев.
Дополнительные двигатели могут сделать самолет экономически более рентабельным, но при этом привести к удорожанию самого "Байкала". Эксперты считают, что именно мотор - одна из проблемных зон новой разработки.
На первых трех опытных моделях ЛМС-901 предполагается использовать импортный двигатель, затем его планируется заменить на российский. Вот только мотор российского производства нуждается в существенной доработке, обратил внимание авиаэксперт.
Двигатель ВК-800, который предполагается использовать на ЛМС-901, вообще создавался не для установки на самолет.
Общая стоимость контракта на разработку замены Ан-2 составляет 4,5 млрд рублей. Пока разработчики предоставили для испытаний в ЦАГИ лишь модель будущего самолета.
Ранее сообщалось, что на первом этапе на ЛМС-901 будет устанавливаться двигатель General Electric H80-200, это обновленный Walter M601 чешского производства.