28.12.20 

ImageВо времена Советского Союза неоднократно предпринимались попытки, удачные и нет, сбежать из-за "железного занавеса" на самолетах. Довольно известным является, скажем, "Ленинградское самолетное дело", когда группа отказников планировала покинуть СССР на Ан-2 15 июня 1970 года. Участники акции были арестованы до посадки в самолёт и приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

Но происходило это не только в СССР. Польский пилот Кржиштоф Василевски, который живет сейчас в США, недалеко от столицы штата Нью-Йорк Олбани, покинул Польшу во время военного положения 1 апреля 1982 года на самолете Ан-2 по маршруту Краков - Вена. Самолет, на котором он сбежал вместе со своими друзьями и их семьями, сейчас находится в Музее истории авиации в Кракове.

Недавно вышла в свет шестая книга Януша М. Шлехты под названием "Бегство к свободе". Она интересна хотя бы потому, что автор описывает известное событие, произошедшее во время военного положения в Польше.

Кржистоф Васельевски был военным летчиком 13-го транспортного авиационного полка в Кракове. Летал на самолете Ан-2. 

- Мы довольно долго ждали этого момента, и никак нельзя было погасить наш энтузиазм. Поэтому, когда мы убедились, что условия для нас полностью благоприятны, мы приняли решение: убегаем 1 апреля 1982 года! - говорит в книге Кржиштоф Василевски. - Была еще одна причина, по которой мы выбрали эту дату. Мы рассчитывали на то, что даже если бы по радио было сообщение о побеге биплана Ан-2 из Кракова на запад, никто из расчетов РЛС и экипажей преследования не поверил бы в тот день, все сочли бы это первоапрельской шуткой. Это дало нам дополнительную гарантию безопасности.

Наш Ан-2 первым взлетел из Балице с десантниками 6-й Поморской воздушно-десантной дивизии. Анджей Малец и Юрек Червиньски были за штурвалом. Когда десантники выпрыгнули и раскрыли парашюты, Анджей попросил разрешения "полетать в рамках своей подготовки", то есть пролететь над Краковом. Между тем машина приземлилась на Висле недалеко от Чернихова. Я ждал там с моей 4-летней дочерью Луизой. Были также две матери с детьми: Крыся - жена Юрека Червиньского с 3-летним Лукашем и 10-месячной дочерью Каролиной, и Данута - жена Анджея Малца с дочерью Касей. Нас было 7 человек. Доехали на двух Fiat 126p: я приехал с дочкой на своем "Фиате", а Крыся с Данусей и детьми на своем. Мы знали, что когда приедем на авто за набережную, оттуда уехать будет уже невозможно. В то время были дорожные патрули.

Раньше мы практиковали "сухую" посадку на специальной полосе на реке Висла. Мы нашли луг с необходимыми минимальными размерами для посадки и взлета по прямой, то есть без лишних маневров на посадочной площадке. Там я разложил специальные материалы, чтобы отметить точку приземления и место остановки самолета. После этого он должен был взлететь и оторваться от земли, прежде чем достигнет заболоченного грунта.

Когда самолет приземлился, мы следовали за ним на машинах. Мы быстро выскочили из машин и очень организованно сели в самолет. Оказалось, что помимо пилотов есть еще и механик Болеслав Вронь. Позже я узнал, что механик вел переговоры с Юреком, потому что сам не хотел лететь. "Господа, что вы получите?" - говорил он. - "Не делай этого, иначе ты пострадаешь. Вернемся назад, может, выкрутимся как-нибудь". Его семья дружила с семьей Анджея Малца. Через некоторое время мы поднялись в воздух.

На основе всех данных, которые я собрал в секретной части, я разработал подробный маршрут полета, - рассказывает Кржиштоф Василевски в книге. - Я ознакомил коллег с ним заранее, и мы все согласились, возражений не было. План полета в Вену был бы оптимальным, если бы не непослушание Анджея, которого я до сих пор не понимаю. После взлета выяснилось, что Анджей поставил меня перед свершившимся фактом - мы летим не по выбранному мной маршруту, поэтому летим курсом не 241, а 220! Такой курс должен был быть позже, во время перелета через реку Ваг в Словакии, но не от Чернихова до границы. Я просил его изменить курс на тот, который был установлен ранее, но он не хотел его менять. Он летел очень низко, в сторону Бескидов.

Очень быстро, менее чем через 7 минут, мы достигли гор. Я попросил Андрека сменить курс на 270, чтобы мы могли лететь по Бескидам в сторону Бельско-Бяла. Он не изменил курс. В этот момент мы попали в ловушку. Мы летели так низко, что окружающие холмы были непроходимы. Анджей отчаянно начал подтягивать самолет ... На малой скорости и максимальном угле атаки мы внезапно врезались в деревья на вершине горы.

Думал, с нами все кончено, начал молиться. И тут произошло то, чего мы даже не предвидели - ударившись о деревья, Анджей потерял контроль не только над самолетом, но и над собой. Это был драматический момент. В такой ситуации я взял на себя управление самолетом. Около 15 минут я вел его, чтобы вернуться на курс и проверить, сколько повреждений было, сможем ли мы куда-нибудь добраться. Повреждена ли обшивка крыльев, произошла ли утечка топлива ... Анджей это видел, наверное, поэтому он так нервничал.

Фрагмент маршрута полета Ан-2 с беженцами на борту Фрагмент маршрута полета Ан-2 с беженцами на борту  

Нам удалось набрать скорость за счет высоты и изменить курс на 270. Самолет держался достаточно хорошо. Это была не максимальная скорость, но мы летели около 170 километров в час. Старое авиационное правило гласит: "Ошибка, исправленная вовремя, не является ошибкой". К счастью для нас, пролетев над холмом, мы оказались над быстро снижающейся местностью и смогли набрать скорость. Я знал эти районы очень хорошо, потому что какое-то время я был сторожем Бельско-Бялаского аэроклуба и часто летал с этими пилотами в районе Жары. В окрестностях Живца Андрек восстановил равновесие и взял на себя управление самолетом. По сей день я не знаю, почему он тогда совершил эту ошибку - мы никогда не говорили об этом позже.

Затем мы полетели по плану: в Жилину, в Нове Места-над-Вах, а затем в сторону Австрии (...). Как человек очень религиозный, я не сомневаюсь, что икона Богоматери Ченстоховской, которую я взял, помогла нам во время полета. На мои постоянные молитвы о счастливой высадке в Вене ответила она и Бог.

... 

Когда они приземлились в аэропорту Швехат, о них позаботились австрийские службы. На следующий день премьер-министр тогдашнего правительства Польши Мечислав Раковский сам вылетел в Вену и потребовал отправить беженцев обратно в Польшу. Но австрийцы их не отпустили. Австрийские журналисты признались, что беглецов чаще всего спрашивали о том, как им удалось бежать и по какой причине. Жены его друзей сказали, что они бежали из Польши по экономическим причинам, но Кржиштоф Василевски не согласился.

- Подчеркивал и подчеркиваю, что непосредственной причиной бегства было военное положение. Наш драматический полет был протестом против его введения.

Кржиштоф Василевский довольно быстро вместе со своей дочерью приехал в США. Он присоединился к своей жене, которая попала туда несколькими месяцами ранее. 

Его коллеги были заключены в тюрьму в Австрии. Через два года их выпустили, и в 1984 году вместе с семьями они приземлились в США. 

Военный суд в Варшаве приговорил Анджея Малца, Ежи Червиньского и Кржиштофа Василевского к смертной казни и конфискации имущества за угон самолета. Спустя годы, когда им стал доступен приговор суда, выяснилось, что в документах содержится приговор к 25 годам лишения свободы. Однако официальная информация в Польше гласила, что члены экипажа "Венского" - так впоследствии назвали самолет - были приговорены к 15 годам лишения свободы. И эта информация является официальной по сей день. В январе 1995 года президент Лех Валенса всех помиловал.

Самолет Ан-2 с бортовым номером 7447 через некоторое время вернулся из Вены в Польшу. До 2012 года он находился на службе в польской армии. Затем он попал в Польский музей авиации в Кракове и получил название "Венский". Создан даже фонд "Венский" Ан-2, важнейшей задачей которого является поддержание самолета в летном состоянии. Г-н Кшиштоф оказывает финансовую поддержку этому фонду.

Джерело Nowy Dziennik