26.07.07 
Завтра исполняется 5 лет со дня страшной трагедии на Скныливском аэродроме во Львове, когда во время военного праздничного авиашоу истребитель Су-27 упал на зрителей, унеся жизни 77 человек, среди которых было 28 детей. Пострадавшие на роковом торжестве и родственники погибших жалуются, что о них вспоминают только накануне трагедии и то "для галочки". Официально их не признали потерпевшими и ни льгот, ни помощи не дают. 12 человек остались инвалидами на всю жизнь, восьмеро лечатся в психбольнице. Людям нелегко вспоминать о трагедии, о родственниках, жизнь которых оборвала "машина смерти" — так жестоко, нелепо, несправедливо...  Но все же большинство нашли в себе силы создать новую семью и родить еще детей.

"Сегодня" встретилась со многими пострадавшими в кошмаре пять лет назад и все они в один голос пожаловались, что государство напрочь забыло о них, оставило наедине с бедой и даже не извинилось. Кроме компенсации сразу после катастрофы, никто не получил больше ни копейки помощи. "Нет никакой социальной опеки, не говоря уже о программе реабилитации. Детям не дают бесплатные оздоровительные путевки. В некоторых учреждениях даже, бывало, упрекали, мол, зачем туда поперлись — самолетов никогда не видели? О нас вспоминают только накануне годовщины трагедии. Чувствую себя животным во время гона, которого "хотят" только раз в году, — удрученно сказал глава организации «Скныловская трагедия» Стефан Козак, потерявший на Скнылове сына. — Вот из горсовета «для галочки» позвонили, хотя участок для сквера памяти, как обещали, так и не выделили. Мы просили переименовать улицу Авиационную возле аэродрома на улицу Памяти, но чиновники нам сказали, что жители улицы не согласны. А оказалось, что там никто не живет, лишь пару организаций находится". Новорожденный внук Ярема, которым Стефана порадовала дочка, скрашивает его жизнь, как и женщина, которую он повстречал недавно, после смерти жены.  

МАЛЬЧИК С ФОТОГРАФИИ. Мы разыскали Остапа Хмиля, фото которого в день трагедии облетело весь мир. Все запомнили окровавленное заплаканное личико 3-летнего мальчонки. Он уже окончил второй класс.

"Остапчик выиграл олимпиаду по математике, прекрасно рисует, увлекся футболом, - рассказывает его бабушка Ольга Ивановна. - Но отпечаток трагедия оставила, нервы у него слабые, самолет ведь за пару метров от него падал. Иногда сядет тихонько на диван и начинает листать альбомчик с фотографиями, на которых мама жива».

Галина погибла, прикрыв своим телом сына. Через пару дней в больнице умерла ее мама, которая была с ними на злосчастном авиашоу. Старший брат Олег, которого откинуло взрывной волной, получил травмы. Тогда отец мальчиков Юрий с его мамой Ольгой Ивановной были в селе, и даже не подозревали, что Галя с детьми и бабушкой пойдут смотреть на самолеты.

После трагедии Остапчик с Олегом долго еще боялись гула самолетов, ночью просыпались от кошмаров, потеряли аппетит. «Остапчик отошел от стресса благодаря женщине-психотерапевту, с которой он рисовал. Вначале он использовал в основном черные краски, что свидетельствовало о сильном потрясении. А постепенно перешел на светлые тона – отошел от стресса», - вспоминает Ольга Ивановна. 

Три года отец с бабушкой воспитывали сами детей. Остап с Олегом - первые помощники бабушки. И в комнате уберут, и мусор вынесут, и в магазин сходят, и картошку почистят. Недавно Юрий встретил женщину, заменившую братьям мать. Он женился на учительнице школы, куда потом пошел учиться Остапчик. В школе о трагедии с ним никто не говорит, стараясь не напоминать, почему его фото облетело весь мир. А бабушка тайком от внука собирает газетные вырезки о том кошмаре.

Как и большинство пострадавших на Скнылове, братья Хмиль не чувствуют заботы со стороны государства. Путевку в Трускавец им дали только раз, потом еще благотворительный фонд оплатил поездку в Евпаторию и купил подарки ко Дню святого Николая. «Кланяться ни перед кем не собираемся», — гордо заявляет Ольга Ивановна.  

ЧИНОВНИКАМ НЕ ВЕРЯТ. Государство оставило на произвол судьбы покалеченную Скныловым Надежду Ковбак. У молодой женщины, красавицы - серьезные повреждения позвоночника и головы. Надя частично потеряла память (день трагедии вообще не помнит), передвигается с трудом, у нее проблемы с речью. Рассказывают, что она часто смеется без причины. Женщине-инвалиду нужен квалифицированный уход. Бабушка, на попечительстве которой она была, недавно умерла.

За Надей ухаживает сестра Алла, но у нее своя семья. Курс реабилитации, который пострадавшая должна периодически проходить, стоит около двух тысяч гривен. Ее обиженные родственники теперь не хотят даже общаться с прессой: «В семье беда, лучше б помогли чем-то. В то, что чиновники помогут, не верим!". Скнылов сделал калекой и Игоря Тарабаева (у него серьезная травма таза), а Сергея Хомыка и Виктора Петрика оставил без конечностей.            

НЕ ДАЮТ ПУТЕВОК. "Выбить путевку на оздоровление младшего 7-летнего внука Алеши, у которого в Скнылове погибли отец и братик, практически нереально. Дали сразу после трагедии компенсацию в десять тысяч, и все", - Надежда Григорьевна Омельчук, потерявшая сына Виктора и 10-летнего внука Андрея, рыдает, а я не нахожу нужных слов, чтобы успокоить женщину.

У ее мужа Анания Михайловича после пережитого горя начались серьезные проблемы с сердцем. Тот год выдался черным для их семьи. За 40 дней до Скныловской трагедии на машине разбилась старшая дочка с зятем, оставив сиротой 15-летнего сына Юру. Мальчик тоже пошел на аэродром вместе с дядей Виктором, которого пригласили на авиашоу по случаю празднования 60-летия авиаполка, в котором он служил замкомандира. Юре повезло — он пострадал незначительно, вот только долго еще не мог прийти от увиденного на летном поле: окровавленные части тела, плач и крики людей. Сейчас парень заканчивает университет МВД. Его дядя Виктор Омельчук с сыном Андреем скончались от полученных травм. Причем Надежда Григорьевна уверена, что Андрея можно было бы спасти, если б ему вовремя перевязали истекающую кровью ногу.

Младшего сына Алешу, которому было 2,5 года, Виктор оставил тогда дома со своей женой Викторией: "Мал еще". Алеша, в этом году окончивший первый класс, время от времени спрашивает у бабушки: «Почему на папу и братика упал самолет?!".

ВСПОМНИЛ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА. В 2007-м окончил первый класс и Юра Мотузюк, на глазах которого убило родителей, и он остался круглым сиротой. В школу его повели на год позже, поскольку у мальчика из-за сильного психологического стресса были проблемы с памятью.

О том роковом дне Юра начал вспоминать лишь через два года. Бабушка Марта Михайловна до сих пор водит мальчика к психотерапевту, хоть залечить психическую травму нелегко.

У Юры есть еще бабушка и дедушка по папиной линии, но с ними он видится в определенные часы - Марта Михайловна рьяно отстаивает отсуженное право опеки над ребенком. Как рассказал Стефан Козак, женщина до сих пор убивается за дочерью: «Она уверена, что в ее смерти виноват зять, который предложил пойти на авиашоу. Хотя его вины , конечно, никакой нет. Он сам погиб".     

СПАСЛИ ТАНЦЫ. 10-летнюю Настю Михно, у которой погибли папа с мамой, воспитывает 67-летняя бабушка Нина Васильевна. Во время авиашоу девочка чудом осталась жива.

Настя с коллегой отца и его сыном зашла в демонстрационный самолет. А родители остались внизу: «Не будем мешать». Когда дочка вышла, они уже были мертвыми. «Настеньку спасли гимнастика и спортивные танцы, куда отвела ее сразу же после трагедии. И я отвлеклась от мрачных мыслей, пока ждала ее с занятий вместе с родителями других детей. Я ведь сразу поседела, когда моих детей убило. У них такая крепкая семья была! - Нина Васильевна еле сдерживает слезы, вспоминая о погибших сыне и невестке. - Спорт помог лучше всяких психотерапевтов. Они ведь во время спасения собрали пострадавших детей в кучу: кто перевязанный, кто плакал. И Настя начинала вспоминать все те ужасы, от чего становилось еще хуже. Она долго боялась спать одна. Только сейчас отошла, ложится в свою кроватку. Обнимет меня и спрашивает: «Бабушка, что бы я без тебя делала?".

Настя делает большие успехи в спортивных танцах – у нее уже собралась коллекция медалей и дипломов. Из скромного бюджета бабушка выкроила деньги на компьютер и мобилку для внучки, возила ее в этом году на Азовское море, хотя Нина Васильевна опекает еще и мужа-инвалида.

77 АНГЕЛОВ. В последнюю субботу каждого месяца родственники погибших приходят почтить память погибших к часовенке, что возле Скныловского аэродрома. Соберутся все и 27 июля на заупокойную службу. К пятой годовщине трагедии местный художник Николай Солтис написал икону, на которой изображены погибшие на Скнылове под покровительством святого Николая. Их называют 77 ангелов (правда, художнику удалось собрать только 70 фотографий, родственники остальных семерых погибших не идут на контакт. К примеру, у одной женщины, потерявшей дочку с зятем и двоих внуков, нарушилась психика. Она даже сняла с могил портреты погибших, утверждая, что они живы).
Икону освятят и повесят в часовне.

НЕСКОЛЬКО СЕМЕЙ РЕШИЛИСЬ ЗАВЕСТИ ДЕТЕЙ. Две семейные пары, потерявшие на Скнылове детей, вновь стали родителями. У Виктора и Александра Вишневских погибли сразу обе дочки-красавицы – 9-летняя Мальвина и 5-летняя Соломия. Через два года у них родился сын Дима. Сейчас ему два года и восемь месяцев. Детский смех заполнил ужасающую тишину, повисшую в доме после смерти девочек.

Появился мальчик и в семье Светланы и Николая Шевчуков – Устиму год и семь месяцев. За жизнь их 11-летнего сына Андрея врачи боролись полтора месяца, но он умер в больнице от многочисленных трав, став последней, 77-й жертвой Скнылова. У Шевчуков остался младший сын Володя, которому сейчас 13 лет (мальчик был с братом на Скнылове, получил травмы).

С появлением малыша Устима жизнь убитых горем Светланы и Николая наполнилась новым смыслом. Стать родителями они решились довольно поздно, когда им было уже около 40. Признаются, что малыш помог им заглушить боль, не утихавшую после потери Андрея. "Старший сын его очень любит, нянчится с малышем, ходит с ним гулять. Володя старается казаться жестче, сильнее, чем есть на самом деле, хотя сам еще по сути ребенок. Мы боялись, чтобы после увиденных на Скнылове ужасов сын не замкнулся в себе, по совету психологов давали ему выговориться. Вроде бы все обошлось. Хотя ничто не проходит бесследно, нервы у него расшатаны", - признается Светлана.

"ДТП" С ИСТРЕБИТЕЛЕМ

Приговор подсудимым выносил судья военного суда Центрального региона Виталий Загоруйко. Он уверен в его правомерности, а само уголовное дело называет обычным, если не принимать во внимание огромный общественный резонанс, большое число погибших и потерпевших.

— Это как ДТП с тяжелыми последствиями, только вместо машины был самолет, — сказал полковник юстиции. — А делу пытаются придать уже и политическую, и еще Бог знает какую окраску. И от этого просто становится страшно. У меня нет и тени сомнения в том, что к трагедии привели исключительно ошибки в пилотировании. Самолет, его узлы и механизмы работали вплоть до момента взрыва. Машина была абсолютно исправна. А вот человек начал выполнять фигуру высшего пилотажа, которую до этого никогда в жизни не выполнял, да еще и в непредназначенной для этого зоне.

По словам военного судьи, мера наказания каждого подсудимого определялась, исходя из статьи 416 УК Украины, которая предусматривает ответственность за нарушение правил полетов или подготовки к ним и процесс не был показательным.

СУДЬБА ВОЕННЫХ
Виктор Стрельников (на момент катастрофы Главком ВВС) — стал советником главы госкомпании "Укрспецэкспорт".
Сергей Онищенко (командующий 14-м авиакорпусом, 60-ю годовщину тогда отмечали на Скныливе и под эгидой коего проходило шоу) — ныне первый замкомандующего Воздушными Силами ВСУ.
Александр Волошенко (замглавкома ВВС) — сейчас военный пенсионер.
Владимир Алексеев (бывший замначальника боевой подготовки ВВС)  — также на пенсии.
Олег Дзюбецкий (командир полка) — ныне начальник отделения истребительной и штурмовой авиации командования Воздушных Сил.

После Скныливской трагедии авиашоу в Украине оказались под запретом. Нет никаких перспектив на возрождение воздушных праздников и в обозримом будущем. Как заметили "Сегодня" в штабе Воздушных Сил, "нынче боеготовность определяется не лихими, рискованными каскадами фигур перед толпами зрителей, а упорной каждодневной выучкой экипажей". Но безвозвратно уходит в прошлое и участие наших воздушных асов в международных соревнованиях и шоу, где они блистали в 90-х. Знаменитые "Украинские соколы" рассыпались. Боевые летчики уходят на гражданку.
ЦИФРЫ ТРАГЕДИИ

Погибли 77 человек, среди них 28 детей

Пострадали около 600 человек, 12 человек стало инвалидами, 8 человек после трагедии стали пациентами психиатрической больницы, 7 прямых родствеников погибщех умерли за эти годы.

Компенсации — государство выделило пострадавшим и родственикам погибших 10 млн грн., но, только 40% потерпевших получили деньги. Родственикам жертв выплачивали по 100 тыс. грн. Пострадавшим — от одной до 20 тысяч, в зависимости от тяжести увечий.

24 июня 2005 года суд огласил приговор 6 летчикам:
Командир экипажа Су-27 Владимир Топонарь — 14 лет лишения свободы с выплатой 150 тыс. грн. государству
второй пилот Юрий Егоров — 8 лет и 50 тыс. грн.
руководитель полетов в зоне пилотажа Юрий Яцюк и авиашоу Анатолий Третьяков — 6 лет, 50 тыс. грн. и 100 тыс. 
ответственный за соблюдение правил безопасности Анатолий Лукиных — 4 года условно, 50 тыс.


ТОПОНАРЬ НА ПОСЕЛЕНИИ ПРИНИМАЕТ ГОСТЕЙ И БЕРЕТ "ВЫХОДНЫЕ"

Накануне пятой годовщины трагедии «Сегодня» отправилась в Кагарлыкскую исправительно-трудовую колонию № 115 — там отбывают наказание члены экипажа злополучного Су-27 Владимир Топонарь, Юрий Егоров, командир авиаэскадрильи Юрий Яцюк и замкомандира 14-го авиакорпуса Анатолий Третьяков. 

"ЖАЛКО ЕГО..." Несколько месяцев назад в жизни Топонаря произошли серьезные изменения. Он развелся, второй раз женился и переехал жить из барака в соседний поселок, в дом своей новой спутницы жизни. Где находится жилье, мы узнали от продавщицы местного магазина.

— Летчик? Да знаю, возле пруда повернете и прямо в него упретесь, - сказала Валентина Ивановна. - Жалко его, видный военный, а все равно тюрьма отпечаток наложила...

Но выглядит Топонарь не так уж плохо. Вместе с женой и гостями он возвращался с... местного пляжа. Красные плавки, старенький фотоаппарат «Зенит» на плече, рядом средних лет супруга в купальнике. Общаться с нами наотрез отказались, дескать, никто правды не пишет об этой трагедии, да и гости приехали – не до интервью.

"ХАМ ОН РЕДКИЙ". Работающий у пруда заключенный Владимир о Топонаре отзывался без особого уважения.

— Не мужской это поступок — бросать жену и жениться на местной. Его первая супруга не оставила его в тяжелую минуту. Была на суде его адвокатом, потом каждый месяц к нему приезжала, а он... По-свински поступил, - рассуждал Владимир.

По его словам, в колонии не принято отмечать свадьбы, потому молодых зарегистрировали в ближайшем ЗАГСе, на этом все веселье и закончилось. Местные сельчане рассказывают, что супруги живут мирно, а по вечерам бывший летчик любит играть на баяне. Но, дескать, считает себя выше других, из-за гордыни не раз возникали скандалы.

— Хам он редкий. Сейчас страда, надо в поле работать! Там люди на жаре задыхаются, а он себе на свидание с родственниками шесть дней подряд берет! - возмущался начальник колонии Иван Тищенко. - Как так можно?! Если ты это сделал, оправдай себя перед невинными душами, которых погубил, перед государством, перед Богом. Это только трудом можно сделать, а он... Мало того, что в селе живет, так еще и "отпуск" себе устроил.

ЛЕТЧИКИ В КОЛОНИИ НИКОГДА НЕ ГОВОРЯТ О ТРАГЕДИИ В СКНЫЛИВЕ

О других летчиках осужденные колонии отзывались как о «нормальных» мужиках, дескать и помогут, если понадобится, и приветливы всегда. По словам собеседников, о трагедии никто из четверки разговоры не ведет. Ни между собой, ни с другими. "Рассказывали, кто сколько налетал, на каких самолетах, а вот о Скныливе — вообще ни слова".

О пятой годовщине Третьяков так сказал: "Прошло пять лет, зачем это все в сердцах людей будоражить? Из нас никто свою вину не признал, и не признает никогда. Все, что было сделано судом – это политический заказ Кучмы и его окружения, которое вело расследование. Я знаю настоящую причину трагедии, свои аргументы и мысли на этот счет изложил и отправил в Евросуд, и думаю, что он разберется с этой катастрофой. А в день траура наши жены и родственники возложат цветы к памятнику погибшим".

ИННА ТОПОНАРЬ: "ВО ВСЕМ МИРЕ САМОЛЕТЫ ПАДАЮТ, НО ЛЕТЧИКОВ НИКТО ЖЕ НЕ САЖАЕТ!"

Бывшая жена летчика Владимира Топонаря, которая была его адвокатом, считает процесс над экс-супругом "политзаказняком"

— Вынесенный приговор, считаю, несправедлив и незаконен. Поэтому мы оспаривали его и в Верховном, и в Европейском суде по правам человека. Ведь, по сути, причина авиакатастрофы так и не была установлена. И людям правду не сказали. А за решеткой сидят невиновные. Приговор несправедлив не только к Володе, но ко всем, кого в этой истории сделали крайними. 

— Евросуд принял дело к рассмотрению?
— Мы уложились в 6-месячный срок после того, как Верховный Суд Украины оставил приговор в силе, и из Страсбурга пришло подтверждение, что нас поставили в очередь. Ну, вы же понимаете, что это формальность — пока эта очередь подойдет, осужденные могут и наказания отбыть.

— Значит, по-вашему, суд не назвал истинной причины трагедии?
— Нет, конечно. Дело было стопроцентно заказным. Виновных назначили на третий или пятый день после катастрофы. А все, что происходило потом, — бесполезная трата государственных денег. Это было показательно-карательное шоу. Попытка успокоить потерпевших. Но почему же потерпевшие до сих пор не успокоились? Потому что понимают: все делалось ради галочки...

— Полагаете, к катастрофе привел не человеческий фактор? 
— Разумеется, нет. Причиной ЧП стала неисправность техники, отказы систем безопасности самолета. И речевой информатор работал неправильно, он дезинформировал летчика, выдавал ложные сведения, и это четко показывают данные объективного контроля. Система, настроенная на конкретный полет, выдавала совершенно разную информацию. Нормальных экспертиз не было. Их и было-то всего две. Летно-техническая и служебная, причем ни одна не принята судом в качестве доказательств.

Единственным доказательством были показания свидетелей и потерпевших. А в качестве свидетелей выступали, в основном, те же военные, заинтересованные в том, чтобы все свалить на летчиков и выгородить себя. И взяли материалы госкомиссии по расследованию. А по международным нормам их запрещено приобщать в качестве доказательств вины по уголовному делу.

Материалы госкомиссии используются для установления причин катастрофы и предотвращения таких ЧП впредь. А у нас — это доказательство вины.

— Сообщалось, что Владимир — единственный, кто не принес родственникам жертв катастрофы своих извинений, почему?
— Как это — не принес? Он много раз просил прощения у людей. И каждое свое выступление в суде начинал с извинений. Может, на колени и не становился. Но извинялся. И за себя, что он вообще отправился в этот полет. И за всю авиацию. И за весь бардак в армии. Хотели устроить праздник, а получилось, как всегда...

— С высоты сегодняшнего дня вам есть что-то сказать новое?
— Что-то новое вряд ли скажу, но... Для нас стал самой большой неожиданностью срок, назначенный Володе. Мы предполагали, что ему уготована нелегкая участь, и что государство пойдет на все, чтобы наказать его, но 14 лет одному из лучших летчиков-испытателей страны с 30-летним стажем, на подготовку которого были потрачены миллионы, который летал на всех типах самолетов... По-моему, это слишком... Нигде в мире такого нет. Самолеты падают. Но летчиков в тюрьму не сажают...  

О личной драме, вызванной разводом с Владимиром, Ирина Викторовна говорить не стала:
— Это очень личное, пусть оно останется между нами...

Александра Харченко

Источник: www.segodnya.ua