26.07.07 
Крупнейшая украинская авиакомпания "Аэросвит" приобретает 74,99% доли "Донбассаэро" – лидера в сегменте внутренних перевозок. Вчера Донецкий горсовет объявил авиаперевозчика победителем инвестиционного конкурса на развитие муниципальной авиакомпании. Участники рынка считают, что, купив "Донбассаэро", "Аэросвит" сможет на 2-3% снизить цены на авиабилеты, что позволит на многих направлениях вытеснить мелких игроков.

Вчера Донецкий горсовет сообщил, что крупнейший авиаперевозчик на Украине – "Аэросвит" – стал победителем конкурса по выбору инвестора для развития муниципальной авиакомпании "Донбассаэро". Коммунальное предприятие будет реорганизовано в ООО. Доля горсовета в нем составит 25,01%, "Аэросвита" – 74,99% (доли будут внесены в форме денежных средств). "У города не хватило бы финансов для самостоятельного развития компании так, как это может сделать инвестор, успешно работающий на этом рынке",– пояснили в пресс-службе горсовета. В "Донбассаэро" от комментариев отказались.

Рыночная стоимость "Донбассаэро", по оценкам директора ИК Galt & Taggart Securities Сергея Лесика, составляет более $100 млн. "Поскольку у горсовета остается блокпакет, рыночная стоимость 74,99 процента доли в 'Донбассаэро' – от 50 до 70 миллионов долларов",– считает он. Впрочем, по мнению старшего партнера компании "Ильяшев и партнеры" (выступает юридическим советником по вопросам авиации комитета Верховной рады по транспорту и связи) Романа Марченко, в ходе оценки компании ее стоимость может быть занижена: "Если у 'Аэросвита' уже все решено с руководством горсовета, то можно ожидать, что оценка может быть и вдвое меньше реальной цены".
"Донбассаэро" – третья по объему пассажироперевозок авиакомпания на Украине и крупнейшая по объему внутренних перевозок. В 2006 году компания перевезла около 540 тыс. пассажиров. Флот "Донбассаэро" состоит из десяти самолетов Як-42, шести Ан-24 и двух Airbus-320. Оборот в 2006 году – 300 млн грн, убыток в 2004 году – 1,2 млн грн.
ЗАО "Аэросвит–Украинские авиалинии" – крупнейшая авиакомпания на Украине: объем пассажироперевозок в 2006 году – 1,563 млн человек, грузов и почты – 8,472 тыс. т. В парк компании входят 13 воздушных судов – 11 среднемагистральных Вoeing-737 и два дальнемагистральных Вoeing-767. Оборот в 2006 году – $292,5 млн. Крупнейший акционер – голландская Gilward Investments B.V., которую связывают с гендиректором "Аэросвита" Аароном Майбергом. 22,4% акций компании принадлежат Фонду госимущества.

Согласно условиям конкурса, "Аэросвит" обязуется в течение трех лет обеспечить двукратное увеличение объема перевозок "Донбассаэро" за счет увеличения количества рейсов и обновления флота авиакомпании. По словам пресс-секретаря "Аэросвита" Сергея Куцого, реализация инвестпроекта начнется после одобрения сделки Антимонопольным комитетом (АМКУ). Глава АМКУ Алексей Костусев вчера сообщил Ъ, что комитет рассматривает заявку компаний и "если покупка не приведет к существенному ограничению конкуренции или монополизации, АМКУ ее согласует".

Продажу "Донбассаэро" "Аэросвиту" эксперты называют ожидаемой. В конце февраля компании объявили о создании альянса "Украинская авиационная группа" (см. Ъ от 28 февраля). "Было понятно, что в тендере выиграет именно 'Аэросвит', состоящий в альянсе с 'Донбассаэро'",– говорит первый заместитель главы авиакомпании "Днеправиа" Сергей Ткаченко. В самих авиакомпаниях, ранее опровергавших возможность подобной сделки, ее заключение объясняют взаимовыгодным сотрудничеством в рамках альянса. По информации "Аэросвита", в I полугодии компания увеличила объем перевозок на 31%, до 853,1 тыс. пассажиров, расширив количество рейсов на 21,3%, до 11,3 тыс.
Благодаря объединению парков и маршрутных сеток альянс сможет быстрее охватывать новые направления, вытесняя мелких игроков, считает один из топ-менеджеров компании МАУ. "Теперь альянс сможет снизить на 2-3 процента цены на авиабилеты на многих направлениях. Это вынудит другие авиакомпании действовать так же",– говорит директор дирекции внешних связей компании UM Air Сергей Почтовый.

ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК

Источник: www.kommersant.ua