20.01.21 

ImageВ правительстве придумали новый механизм для развития региональных аэропортов. После реконструкции, муниципальные власти должны будут передать аэропорты в собственность одной из государственных компаний. А та — передаст их в концессию частным операторам.

Впрочем, участники авиарынка считают, что привлечь инвесторов будет крайне сложно — в ближайшие годы этот бизнес будет малоперспективным.

Нашли выход

О новом механизме развития региональных аэропортов MINTRANS рассказал Олег Тарасюк, глава госпредприятия «Фининпро» — заказчик строительства новых аэродромов в Днепре и Закарпатье. По его словам, эти два аэродрома после завершения строительства перейдут на баланс госпредприятия, которое входит в сферу управления агентства Укринфрапроект (скорее всего, им станет само «Фининпро»). «Сейчас в правительстве обсуждается, что таким же образом госкомпании будут передавать и остальные региональные аэропорты, которые планируется реконструировать,— утверждает Олег Тарасюк.— Речь идет об аэродромах в Одессе, Херсоне, Ровно и Виннице. А Херсонская ОГА, насколько мне известно, уже готовит соответствующие документы для передачи».

По словам менеджера, затем реконструированные аэропорты планируют выставить на концессионные конкурсы. Инвесторы, которые в них победят, будут платить государству отчисления, из которых будут модернизироваться другие аэропорты. Сейчас компания разрабатывает детальный механизм для этого.

Всего в Украине сейчас два государственных, четыре частных и 14 коммунальных аэропортов. Президент Владимир Зеленский ранее заявлял, что власти хотят модернизировать все существующие региональные аэропорты. 

В госбюджет на 2021 год заложено финансирование шести аэропортов на сумму 2,4 млрд грн. Наибольшая сумма инвестиции пойдет на строительство нового аэродрома в Днепре (1,4 млрд грн), Виннице (604 млн грн) и Херсоне (320 млн грн). Небольшие суммы также потратят на аэропорты в Ривне и Ужгороде. Кроме того, за кредитные средства (530 млн грн) будет завершена вторая очередь строительства аэропорта в Одессе.

Что это даст

Для муниципальных властей суммы, необходимые на модернизацию аэропортов, просто неподъемные, утверждает директор коммунального аэропорта «Херсон» Виталий Кучерук. По сути, в предыдущие годы в Украине только местным властям в Запорожье удалось за местные и кредитные средства реконструировать взлетно-посадочную полосу и построить новый терминал. Это обошлось городу в сумму более 1 млрд грн.

«По нашему аэропорту будет отдельное распоряжение правительства — после ремонта полосы она перейдет из областной собственности в государственную,— объясняет директор аэропорта «Херсон».— В областной собственности при этом останется терминал, средства на реконструкцию которого (25 млн грн) будем искать в разных источниках. Например, в областном и городском бюджетах».

Предполагается, что после реконструкции аэропорт Херсона сможет увеличить пассажиропоток до 500 тыс. человек в год (в докризисный 2019 год было около около 150 тыс.), а также принимать такие типы самолетов как Boeing 737-800 и Airbus A321. 

Затем планируется передать в концессию весь аэропортовый комплекс — без терминала такой актив был бы убыточен, добавляет менеджер. «Мы идем на такой шаг, чтобы привлечь в регион иностранных туристов,— объясняет Виталий Кучерук.— Это инвестиции в долгую — такая инфраструктура позволит развиваться местному бизнесу и всему региону». 

По докарантинным расчетам аэропорта Херсон, к примеру, пассажиры рейсов авиакомпании Ryanair (она должна была выполнить сюда 260 рейсов из Кракова, Катовице и Вены) должны были потратить в регионе около 725 млн грн на проживание, питание экскурсии, трансферы, сувениры и так далее. В среднем один турист тратил бы $117. Кроме того, регион бы получил более 2 млн грн туристического сбора.

Полноценный аэропорт в каждом областном центре – критически важная составляющая для роста экономики страны в целом, считает авиаэксперт Кирилл Новиков. «Это может стать катализатором более активного развития регионов,— рассуждает он.— Кроме того, в каждом областном центре достаточно потенциальных пассажиров, чтобы загрузить один-два рейса в день из аэропорта».

Сложное время

В авиакомпаниях к оценкам перспектив региональных аэропортов относятся более сдержанно. «Государство решило инвестировать в местные аэропорты. Есть ли на это спрос со стороны авиакомпаний? Есть ли там трафик?,— задается вопросом президент МАУ Евгений Дыхне.—  Мы ведь должны работать над улучшением экономической ситуации, а не закапывать деньги в региональный аэропорт, из которого будут делать два чартерных рейса в Турцию». Гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук считает, что из заявленных инвестиций на этот год почти все оправданы: «Я поддерживаю все планы, за исключением нового аэропорта в Закарпатье. Сейчас нужно довести до ума аэропорт в Ужгороде. А уже в лучшие времена думать о строительстве нового аэропорта».

Найти инвестора для аэропорта тоже будет непросто. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий утверждает, что нигде в мире эксплуатация аэродромов не является прибыльным бизнесом. «Разве что в Лондоне на аэропортовых сборах еще можно было бы что-то насобирать, чтобы выйти в прибыль. Именно по этомй причине уже многие годы в Украине местные олигархи и проталкивают схему – взлетно-посадочные полосы пускай содержит государство, а прибыльные терминалы – частному бизнесу»,— констатирует он.

Бывший гендиректор компании «Мастер-Авиа» (управлял терминалами в международном аэропорту «Киев») Алексей Яковец считает в нынешних условиях малоперспективным бизнес по эксплуатации аэродромов. «В ближайшие годы пассажиропоток из украинских аэропортов вряд ли превысит 14-17 млн человек в год. Поэтому нет особого смысла вкладывать огромные государственные средства в модернизацию аэропортов. В дальнейшем их сложно будет вернуть, в том числе с помощью нового механизма платежей от эксплуатантов»,— уверен эксперт.

Джерело mintrans