25.01.21 

ImageВ Украине количество беспилотных систем растет ежегодно, и имеет свои особенности: мы можем и умеем продавать, а с недавних пор - еще и производить.

Инженерные ресурсы и умение работать на потребность заказчика дают возможность конкурировать. И если потребности гражданского сектора экономики более или менее понятны, то армейские запросы фактически засекречены. Вызовы от мирового кризиса и жесткая конкуренция побуждают объединять усилия и искать возможность производителям локализовать производство именно в Украине. Но несколько неизвестных - объем и потенциал рынка, расходы на R & D в секторе БПЛА побудили к написанию этого обзора. 

Рынок беспилотных авиационных комплексов (БАК) делится на гражданский и военный. Гражданский, в свою очередь, разветвляется на пользовательский (В2С) с условным средним чеком 1-1,5 тыс. долл. и коммерческий (B2B, B2G с чеком от 10-50 тыс. долл. за один комплекс). Стоимость БАК в военной сфере может начинаться от 10 000 долл. за малый разведывательный дрон и достигать нескольких миллионов долларов стратегической ударной. В 2017 году доля В2С сегмента в мире оценивалась J'son & Partners Consulting в 23% в деньгах и 84% в штуках, а В2В - 24% и 15% соответственно. Остальные занимали военные заказы. Гражданский и военный сектора растут на 10-13% ежегодно.

Импортеры коммерческих БАК в Украине, первая тройка: Drone UA, Quadrocopter и Fly Technology, которые вместе занимают примерно 75% рынка с продукцией компании DJI. Еще 5 компаний реализуют остальные 25%. Большинство коммерческих дронов (до 80% всех поставок) прибывают из Китая - лидера производства. Объем продаж украинского гражданского рынка импортных БАК колеблется в пределах 12 - 14 млн долл. ежегодно. Количественно это около 5000 комплексов (по другим данным - вдвое больше).

Разработчиков БАК для государственных (B2G) и военных (Military) целей в Украине немало, а продукция, в основном, экспортоориентированная, ведь украинские военные до сих пор не определили будущие направления работы с БАК, и еще не дают производителям стратегию развития, до сих пор не определили четкого места БАК в будущем применении. Заработок производителей также под вопросом, поскольку существуют ограничения нормы прибыли практически на уровне себестоимости.

Исторически же большинство компаний-производителей были созданы после начала вооруженной агрессии России против Украины.

Компании росли и развивались, а также начали поставки в ВСУ (говорят о сотнях «Фурий», что на складах МОУ). Качество отечественных БАК постоянно растет, а борьба за клиента обостряется. Среди разработчиков стоит отметить интересный проект компании Skyeton с БАК Raybird-3, который в своем классе побил целый ряд рекордов (радиус действия и автономность полета более чем 1 сутки), а также другие БАК ( «Сокол» от КБ «Луч», «Горлица »от ГП« Антонов », PD-1 от Ukrspecsystems,« Горизонт » от НПП « Аэротехника », « Фурия » от « Атлон-Авиа »и ряд других), клиентом которых может быть государственный и военный сектор.

Объем продаж БАК, разработанных в Украине для поставок в сектора B2G / Military, оценить трудно, так как цена контрактов не разглашается. По моей информации, если не принимать во внимание проект по закупке «Байрактара», объем реализации военного направления сопоставим с гражданским. Одно сказать можно с уверенностью - украинский производитель очевидно дешевле при одинаковых ТТХ с конкурентами, а потому практически безальтернативный для довольно скромного украинского оборонного бюджета. Но заказов пока массовых не наблюдаем. Все та же причина - недостаточное понимание, что будущее именно за БПЛА.

По сертификации типа для БПЛА все еще сложнее - государственные структуры крайне скептически относятся к этому процессу. Также часто происходит нездоровый лоббизм отдельных производителей, для которых создаются преференции. Отмечу, что украинские производители не стоят на месте, и самостоятельно занимаются решением бюрократических преград (к примеру, Skyeton - первая и пока единственная компания, которая получила сертификаты разработчика и производителя).

Уверен, дальнейшая конкуренция за клиента потребует аналогичных действий и от других компаний.

Тенденции

К концу текущего десятилетия реализация «беспилотников» в мире достигнет почти 100 000 млн. долларов, при этом значительная часть заработанных средств (65%) будут реинвестированы в R & D (Teal Group, forecast 2030). Наиболее растущими будут сектора беспилотных систем для бизнеса (В2В), государства (B2G) и военной сферы (Military). При этом продажи коммерческим клиентам в розницу (B2C) почти не изменятся.

По оценкам Gartner, по результатам 2020 оборот мирового рынка БПЛА превысит 11 млрд долл. При этом военные дроны удерживали 53% рынка в денежном выражении и лишь 0,5% - в натуральном (военные БАК на порядок дороже гражданские версии). Сегодня же Украина входит в топ-10 стран Европы по размеру рынка дронов и динамикой его насыщения.

По оценке CEO Drone UA Валерия Яковенко, использование дронов будет все более зарегулированным, независимо от массы, назначения и уровня автономности. Также появляется необходимость страхования такого оборудования, государственной регистрации и сертификации. Произвол в использовании воздушного пространства больше или меньше, в случае тотального контроля неба. Эти процессы приведут к окончательной стагнации потребительского сегмента рынка.

По данным СЕО Skyeton Александра Степуры, в военном секторе главная тенденция - это раскрытие потенциала и новых ролей БПЛА. Ведь даже сегодня эта сфера считается новой и многие только открывают возможности техники. Те, кто использует БПЛА относительно давно, стремятся получить более технологичный продукт, и задают высокую планку требований как к технике,так и к софту, плюс ужесточаются требования безопасности. Степура соглашается, что регулятор будет действовать более жестко, будут приняты стандарты без каких летать будет невозможно. И для некоторых производителей это будет очень сильным стрессом. 

Перспективы применения

Примеры основных отраслей экономики, предприятия которых используют БПЛА для мониторинга собственной инфраструктуры:

- нефтегазовая компания проводит ежемесячную проверку трубопроводов. Обычно компания нанимала на работу экипаж вертолета 2500 долларов в час, но сейчас она использует беспилотник, ведь промышленный дрон может осматривать до 200 км трубопровода в день.

- фермер и коммерческий землевладелец решает нанять беспилотник для контроля за его посевами при критического летнего сезона. При нынешних высотных ограничениях он может осматривать до 1000 гектаров сельскохозяйственных угодий в день, делая обследования быстрее и точнее, чем самолеты или спутники. При этом, в случае поднятия высоты разрешенного полета дронов на 40%, охват дронами инспекции может вырасти вдвое. В 2020 году Украина уже стала европейским хабом для развития сферы применения беспилотных технологий в сельском хозяйстве.

- пограничник может довольно легко мониторить государственные границы, при этом в ночное время выделять нарушителей путем тепловизионной инспекции. Для этого следует содержать штат из двух операторов и мобильную группу реагирования, которая на дежурстве экономит время и ресурсы.

- военные используют тактические, разведывательные, ударные БАК с защищенными каналами связи, спецтехникой для выполнения уникальных задач, системами безопасности и возвращения. Military - самый перспективный рынок, на котором беспилотники будут постепенно вытеснять пилотов при выполнении сложных задач. Разработки продолжаются, и следующее поколение беспилотников увеличит разрыв между пилотируемым и беспилотным полетом, добавив большую управляемость и скорость реакции, больше полезной нагрузки, дальность, автономность и коммуникационные возможности.

Выводы

На гражданском рынке дальнейшее увеличение спроса на промышленные БАК и постепенное увеличение количества дешевых клиентских моделей в небе приведет к конфликтам и требованиям сделать национальное законодательство более жестким. Ведь потеря дорогого коммерческого БАК-за столкновения в небе с незарегистрированным частным дроном может стоить владельцу первого больших бюджетов, а привлечь виновника к ответственности вряд ли удастся. Согласно отчету компании Drone UA, количество нарушителей растет волнообразно - каждый 2-й оператор летит выше разрешенных 120 метров, каждый 5-й - выше 300 метров!), Хотя ситуация на контроле в СНБО и Нацполиции.

Сектор военных и государственных заказов будет расти больше также, в случае привязки к новому закону о локализации производства (первый пример - поиск площадки для производства ударных турецко-украинских беспилотников Bayraktar - озвучено вице-премьером Уруским), поэтому следует ожидать, что коммерческие поставщики решатся инвестировать в крупноузловые сборочные операции и рабочие места, хотя я больше склоняюсь к идее, что украинские компании сделают существенный прорыв на мировом рынке БПЛА именно собственными разработками.

Рынок БАК в пределах Украины, с ее аграрным потенциалом, протяженным рубежом, богатыми природными ресурсами и разветвленной инфраструктурой, будет и дальше расти. Ведь мониторинг, прогнозирование и контроль - это перспектива и однозначное усиление технологичности экономики. Непременно будет расти спрос и на специалистов по разработке авиационной и специальной части (полезная нагрузка), а потому вузам стоит задуматься над открытием соответствующих кафедр и дополнительных курсов.