Три женщины-офицеры Ивано-Франковской авиационной бригады выполняют обязанности техников.
Служба техников самолетов тяжелая. Они прибывают на военный аэродром за 4 часа до начала полетов. Персонально отвечают за то, чтобы в небо поднимался исправный борт. А оставляют аэродром через несколько часов после возвращения их самолетов на стоянку. Днем и ночью, в дождь, жару, мороз под постоянным аэродромным ветром техники крутят гайки, проверяют системы, устанавливают и снимают блоки и аккумуляторы, выполняют много другой тяжелой работы. До недавнего времени это была сфера ответственности только мужчин. Но сейчас за дело берутся и женщины. И пока филологи размышляют над приемлемостью и целесообразностью существования феминитива для слова «техник», женщины-офицеры Ивано-Франковской авиационной бригады выполняют обязанности на должностях техников. В их руках - техническое «здоровье» многоцелевых истребителей четвертого поколения МиГ-29.
Вот три истории девушек, которые выбрали еще недавно неженскую специальность.
«Все военные моей семьи отговаривали меня от службы в военной авиации» - Анастасия Ламанова
- Я с детства мечтала об экстремальной профессии - хотела стать пожарным, - рассказывает старший техник расчета обслуживания авиационного оборудования старший лейтенант Анастасия Ламанова. - Потом подумала, что могу не справиться. Вдруг не хватит сил спасти кого-то во время пожара? Тогда обратила внимание на другую специальность - мой дед служил бортовым авиационным техником в бригаде армейской авиации на Львовщине. Мне его работа нравилась и я подумала, что тоже хочу быть авиатором. Впрочем, мой путь в профессии не был простой и прямой. Два года я получала специальность экономиста в Винницком техническом колледже. А потом это обучение таки оставила и вступила в Харьковский национальный университет Воздушных Сил (ХНУВС). Мой отец - военный, моя бабушка - работник Вооруженных Сил Украины. Так вот, все военные моей семьи отговаривали меня от вступления и службы в армии. Говорили, что это не женское дело. А о профессии техника самолета и слышать не хотели, предлагали учиться по крайней мере на психолога. Но я настояла на своем.
В 2014 году Анастасия поступила в ХНУВС, а в 2019 году получила первое офицерское звание.
- Я была четвертая в рейтинге оценок среди тридцати курсантов моей специальности. И это дало мне право одной из первых выбирать место службы. Учась в университете, я пыталась побывать везде, где есть военная авиация. Во время стажировок, командировок, участия в спортивных соревнованиях посетила практически все авиационные соединения Воздушных Сил. Больше всего понравилась Ивано-Франковская бригада. Поэтому сюда я и была направлена ??после выпуска.
К своей работе Анастасия относится чрезвычайно тщательно.
- Я готовлю авиационное оборудование самолета к полету. Это очень ответственно. Я должна все проверить, чтобы полет был успешным. Во время подготовки самолета к полету оставляю выключенным свой мобильный телефон, чтобы меня вообще ничто не отвлекало от работы.
«Не могу сказать, что это легкая работа» - Алина Драчук
Как во время полетов проходит обычный рабочий день старшего техника расчета обслуживания авиационного оборудования, рассказывает лейтенант Алина Драчук:
- Основные наши задачи - проверить систему обеспечения кислородом, установить аккумуляторные батареи, проверить систему электропитания и комплекс приборов. Со своим оборудованием мы идем от самолета к самолету и готовим их авиационное оборудование к полетам. После приземления снова приступаем к его обслуживанию - готовим к повторному вылету, проверяем работу систем, при необходимости заправляем кислородом. После завершения всех полетов - проводим послеполетную подготовку, снимаем аккумуляторные батареи. Зимой все это делать гораздо труднее. Не могу сказать, что это легкая работа. Аккумуляторы тяжелые, ветер пронизывающий, ответственность большая. Но у нас здесь - очень хороший коллектив. С хорошими людьми рядом можно выполнять трудные задачи.
Алина служит в бригаде только полгода. Она - выпускница Харьковского национального университета Воздушных Сил 2020 года. Ее отец служил техником самолета.
- Мне его работа очень нравилась, - говорит Алина. - Я бывала на аэродроме и ловила себя на мысли, что тоже хотела бы быть военным авиатором. Тогда начала смотреть, кто какую работу выполняет на аэродроме, чтобы выбрать для себя профессию. Так решила стать техником авиационного оборудования. Все в моей семье гордятся моим выбором и моими достижениями.
«В детстве я видела только красоту самолетов, в университете увидела их сложность» - Вероника Жук
В семье лейтенанта Вероники Жук военных авиаторов нет. На выбор будущей профессии повлияло то, что она росла неподалеку военного аэродрома в городе Чугуеве.
- С детства я хотела служить в авиации. Подписала контракт и стала экспедитором узла связи учебной авиационной бригады, - говорит Вероника. - Впоследствии решила вступить в Харьковский национальный университет Воздушных Сил. Училась по специальности «самолеты и двигатели». Это было трудно.
В детстве я видела только красоту самолетов, в университете увидела их сложность. Я могла выбирать дальнейшее место службы, потому что имела достаточно высокое место в рейтинговом списке. Выбрала авиабригаду в Ивано-Франковске и не разочаровалась. Здесь есть чему поучиться у опытных техников - старшие коллеги охотно делятся опытом.
Вероника Жук - старший авиационный техник. За старшим авиационным техником закреплен один конкретный самолет. Он отвечает за готовность этого воздушного судна к полету, за его исправность и боевую готовность. Старший техник встречает пилота у самолета, выпускает самолет в небо и потом, конечно, ждет возвращения на аэродром. Однако у Вероники еще такого «своего» самолета нет. Работает с различными истребителями бригады.
- Наверное, каждый техник с особыми чувствами ждет возвращения самолета на аэродром, - рассказывает Вероника. - И когда летчик говорит, что замечаний нет, вздыхает с облегчением.
Анастасия, Алина и Вероника говорят, что выбранная специальность им нравится. Они выполняют свою работу так, чтобы не быть слабым звеном в большом коллективе военных авиаторов. Сейчас здесь на должностях технического персонала служат восемь женщин.