28.01.21 

Image2020 год стал для гражданской авиации испытанием мирового масштаба. Кризиса такой глубины и продолжительности не было за всю историю. Как с этим справился крупнейший аэропорт страны.

Почти полная остановка полетов в течение двух месяцев, закрытие границ многих стран, непростой процесс международной координации противоэпидемических мероприятий, свертывание сетей маршрутов и даже банкротства авиаперевозчиков, принципиально новые подходы к обслуживанию — это далеко не полный перечень вызовов, с которыми аэропортам пришлось столкнуться в течение прошлого года. «Борисполь» не стал исключением. Год был очень тяжелым. Но мы выстояли, сохранили аэропорт в полностью работоспособном состоянии и многому научились. Мы получили такой опыт, который не могли даже представить еще год назад.

2020 в цифрах

Пассажиропоток. 2019 год аэропорт «Борисполь» завершил с оптимизмом и большими планами развития. Показатели подтверждали рекордный рост пассажиропотока. За 2019 год мы обслужили более 15 миллионов пассажиров. «Борисполь» возглавлял европейские рейтинги по темпам роста. Тогда мы даже не могли представить, насколько изменится ситуация и что нас ждет впереди.

Кризис в отрасли, вызванный пандемией, привел к небывалому спаду пассажиропотоков. Так, в апреле-мае пассажиропоток практически полностью иссяк. Выполнялись лишь единичные рейсы, доставлявшие домой граждан Украины. Например, если в течение апреля 2019 года аэропорт обслужил 8660 рейсов, в апреле 2020 их было только 490, или всего 5,6%.

С окончанием глобального локдауна в июне-июле 2020 перевозчики пытались активно восстанавливать авиасообщение. 75% авиакомпаний вернулись в аэропорт. Но, к сожалению, количество их рейсов была значительно меньше традиционного.

ImageФото: Аэропорта Борисполь

Жесткие требования пересечения границы с популярными среди украинцев странами (страны ЕС, Израиль и т. д.) заставили перевозчиков или отказаться от определенных маршрутов вообще, или в несколько раз уменьшить частоту выполнения рейсов.

В определенной степени нас «спасали» традиционные для украинцев чартерные направления — Турция и Египет. Эти страны открылись одними из первых и без особых ограничений для украинцев. Однако сезон в Турции ежегодно идет на спад уже в октябре. То есть большая часть «турецкого» сезона была потеряна из-за локдауна.

Главный объем зимних чартеров приходится на Египет. Восстановление перевозок в Египет происходило очень живо. Менее чем за месяц с начала сезона перевозчикам удалось выйти почти на показатели 2019 года. Однако второй (сентябрьский) локдаун в Украине и введение властями Египта условия ПЦР тестирования значительно умерили темпы восстановления перевозок. В результате, по итогам 2020 года, общие объемы перевозок в Турцию и Египет составили лишь 44% от показателя 2019 года. Восстановление на других направлениях происходило еще более медленными темпами.

Таким образом, за весь 2020 год (включая и достаточно мощные докризисные январь, февраль и часть марта) аэропорт обслужил всего 5.16 млн пассажиров, или 34% от показателя 2019 года. При этом практически полностью исчез трансферный пассажиропоток — он составил лишь 14% от показателя 2019 года. Рейсов было выполнено только 47 тысяч, или 42% от показателя предыдущего года.

Сейчас в аэропорт осуществляют рейсы: Windrose, МАУ, Sky Up, Azur Air Ukraine, Belavia, KLM, Lufthansa, Ryanair, SWISS, Czech Airlines, Turkish Airlines, LOT Polish Airlines, Pegasus Airlines, Flydubai, Air France, Austrian Airlines, SAS, Air Astana, Air Arabia, El Al, Air Baltic, Qatar Airways.

ImageФото: Аэропорта Борисполь

Более 70% пассажиропотока «Борисполя» в течение 2020 года обеспечили именно украинские авиаперевозчики.

Грузовые перевозки. На фоне уменьшения количества пассажирских рейсов, в прошлом году мы зафиксировали увеличение количества грузовых. За 2020 год аэропорт обслужил 1 653 грузовых рейсов, в 2019 показатель составил 1095. В период отмены пассажирских рейсов некоторые перевозчики выполняли грузовые рейсы обычными пассажирскими самолетами, демонтировав кресла на части своего флота.

Значительное увеличение количества грузовых рейсов помогло сохранить существенную часть объемов груза и почты, обслуживавшихся в «Борисполе». Однако, падение происходило и в этом секторе. Хотя карантин практически не распространялся на грузы и почту, подавляющая их часть должна доставляться в/из «Борисполя» обычными пассажирскими рейсами. А именно эти рейсы в основном и были прекращены. Следовательно, падение объемов перевозок груза и почты в 2020 составило 18%. 

ImageФото: Аэропорта Борисполь

Что изменилось в самом Борисполе

Прошлый год заставил нас прибегнуть к совершенно нетипичным мерам. «Социальная дистанция», «ПЦР тест», «температурный скрининг», «ношение масок» стали для нас не просто новыми понятиями, а ежедневными рабочими реалиями. Пожалуй, более других работники авиатранспортной отрасли понимают, как трудно было пассажирам приспосабливаться к новым, довольно необычным и жестким правилам. Поэтому вместе с авиаперевозчиками и хендлинговыми компаниями мы старались максимально упростить прохождение пассажиром пред- и после- полетных формальностей в условиях пандемии. Вот перечень основных технологических решений, воплощенных в «Борисполе» в прошлом году:

ПЦР в терминале. На 2 этаже терминала обустроено специальное помещение для забора биоматериала. На сегодня пассажиры могут выбрать одну из 5 лабораторий для прохождения тестирования по прибытии в Украину или для отправки за границу. Стоимость теста составляет от 890 до 1400 грн. В случае, если страна требует оригинал теста для пересечения границы, пассажир может получить документ непосредственно перед вылетом. С сентября по декабрь 2020 года тестирование прошли более 23 тысяч пассажиров.

Также дополнительно организована услуга по проведению экспресс тестирования для определения антигена SARS-CoV-2, время проведения тестирования — до 20 мин., стоимость услуги каждая лаборатория определяет индивидуально от 750 грн до 850 грн.

Самостоятельная верификация. Ранее для верификации перед контролем по авиабезопасности пассажир должен был передать свой паспорт и посадочный талон сотруднику аэропорта. Мы изменили технологию на более гигиеническую. Теперь пассажир самостоятельно осуществляет верификацию — подносит к считывателю посадочный талон, показывает паспорт, и оператор видит всю информацию на экране. Таким образом мы уменьшаем контакты с документами других лиц.

Дія упрощает паспортный контроль. Необычная ситуация по всему миру ускоряет введение новых бесконтактных технологий. С прошлого года пассажиры внутренних рейсов «Борисполя» могут предъявлять цифровые версии паспорта гражданина Украины или биометрический загранпаспорт для верификации через приложение Дія.

Комфортная посадка/высадка из авто. На 3 и 4 этаже многоуровневого паркинга возле терминала D оборудован зоны для парковки автомобилей по вызову. Понятные указатели покажут путь к ним. С наступлением холодов зоны пришлись очень кстати — пассажиры могут попасть в терминал D с паркинга, не выходя на улицу.

Электромобили: зарядка на крытом паркинге. На 2 этаже многоуровневого паркинга открыто, и работает первая очередь зарядных станций для электромобилей. Владельцы электромобилей могут, загрузив мобильное приложение, зарядить автомобиль и оплатить услугу банковской карточкой.

Внимание к экологии. В 2020 году в аэропорту начала работать компания, которая ежедневно собирает остатки противообледенительной жидкости. Этой жидкостью в холодную погоду обрабатывают самолеты перед вылетом. И хотя к противообледенительным реагентам предъявляются жесткие требования по экологической безопасности, их попадание в почву и водоемы все равно нежелательно. Кроме того, уборка гелированых остатков жидкости является важным и для безопасности, так как улучшает сцепление шасси самолетов и наземной техники с поверхностью взлетно-посадочной полосы. Компания за свой счет собирает с полосы остатки жидкости и вывозит их за территорию аэродрома и имеет возможность перерабатывать их в новую жидкость.

Также в прошлом году в терминале D установили контейнеры для раздельного сбора мусора.

2021: чего ожидаем?

В начале пандемии почти все мировые отраслевые организации — IATA, ІСАО, АСІ, Eurocontrol — и, собственно, перевозчики прогнозировали довольно быстрое восстановление. Но со временем стало ясно, что реальность хуже самых пессимистических прогнозов.

Последние прогнозы мировых экспертов говорят о катастрофическом влияние пандемии на мировую авиатранспортную отрасль. Даже несмотря на масштабную государственную поддержку, оказанную многими странами их авиакомпаниям и аэропортам, восстановление до показателей 2019 года считается возможным не ранее 2024.

В октябре прошлого года Европейская Ассоциация Аэропортов (ACI Europe) спрогнозировала и обнародовала два сценария развития пассажиропотоков в Европе в течение 2021 года: пессимистический — 36% результата 2019 и умеренный — 57%. К сожалению, пока мы видим, что ситуация развивается именно по пессимистическому сценарию. И уже 20 января 2021 года ACI опубликовала обновленный, ухудшенный прогноз. По этому прогнозу объем пассажирских перевозок в Европе в течение 2021 года составит от 36 до 44% результата 2019 года. Это очень неутешительная цифра.

Конечно, фактический результат может отличаться как в одну, так и в другую сторону. Это зависит от многих факторов. И, пожалуй, самым главным из них будет доказанная широкой практикой эффективность вакцин и/или появление у населения коллективного иммунитета. По убеждению специалистов, это позволило бы или полностью преодолеть вирус, или снизить заболеваемость до контролируемого уровня одной из обычных и исследованных сезонных болезней.

И хотя по данным ВОЗ количество новых заболеваний в мире на прошлой неделе уменьшилось на 6%, а в Европе даже на 15%, ситуация остается напряженной. Европейские страны продлевают усиленные карантинные мероприятия. А значит, уверенно говорить о дате «снятия барьеров» мы пока не можем.

Мы следим за мировыми трендами и отслеживаем ожидания отечественных перевозчиков. Наши расчеты позволяют надеяться, что пассажиропоток за 2021 год все же выйдет на 40−50% от показателя 2019 года. Но в зависимости от развития ситуации и наш прогноз может потребовать пересмотра.

Восстановление грузовых перевозок тесно связано с возвращением к обычному расписанию пассажирских самолетов, поскольку именно в их грузовых отсеках традиционно перевозится большинство грузов.

Мы верим — все будет хорошо. В конце концов границы откроются, а рейсы вернутся.

Джерело nv