«Особый случай» - так летчики называют аварийную ситуацию в небе. Кроме необходимости сохранения техники, главная задача - спасти жизни, поэтому в основном выход из экстремальной ситуации - эвакуация пилота и экипажа. А что дальше? Что делать после приземления? Куда идти и кто поможет?
На эти вопросы попытались найти ответы в Центре управления поисково-спасательного обеспечения полетов авиации Вооруженных Сил Украины.
В Центре отмечают, что поисково-спасательное обеспечение является одним из видов обеспечения полетов авиации. Без любого из видов обеспечения полеты не пройдут.
В чем суть? Пилот должен знать, что в случае какой-то экстремальной или аварийной ситуации в полете за ним выйдут специалисты, которые его найдут, спасут и эвакуируют. Каждое воздушное судно оборудовано системой радиосвязи и навигации, и пилоту достаточно подать сигнал в эфир о поломке или аварии, тогда поисково-спасательные силы и средства приходят в состояние первой готовности.
В мирное время поиск и спасание осуществляют в единой системе проведения авиационных работ по поиску и спасению - это государственная система, в которой авиационные спасатели работают вместе со специалистами ДСНС Украины. На обеспечении полетов есть поисково-спасательные самолеты и вертолеты, спасательные парашютно-десантные группы, наземные поисково-спасательные группы, а также пожарные и медицинские подразделения. На борту поисково-спасательного воздушного судна дежурит группа из двух-трех подготовленных людей со специальным оборудованием и снаряжением, которое необходимо для десантирования в случае невозможности добраться до пострадавшего посадочным способом, а наземные подразделения со своей стороны выполняют обязанности на земле, в районе аэродрома . Стоит заметить, что именно специалисты поисково-спасательных и парашютно-десантных служб укладывают парашюты для летного состава, опечатывают их и передают бортовому технику, который вкладывает их в кресла самолета.
Еще одной из основных задач поисково-спасательной и парашютно-десантной службы является проведение подготовки летного состава к вынужденному покиданию воздушного судна и к действиям в условиях автономного существования, простыми словами, выживание в экстремальных условиях. Все же пилот или экипаж воздушного судна может оказаться и в эпицентре боевых действий, и просто в незнакомой местности, поэтому времени на «подумать» может и не быть, а действовать надо оперативно: кто лучше себя сохранит, как не ты сам !?
Каждый пилот должен знать порядок покидания воздушного судна и уметь пользоваться имеющейся парашютно-десантной техникой и специальным снаряжением, поэтому инструктажи и тренировки по вынужденному покиданию самолета проходят ежемесячно и перед каждыми полетами. Кроме этого, инструкторы проводят с летным составом занятия по выживанию - многодневные выходы на незнакомую территорию, например, лес или вообще пуста местность.
- Для большей понятности стоит добавить, что все зависит от самого себя, и главное - оценить обстановку после аварии, понять, куда и как двигаться, выходить на незащищенную радиосвязь или нет, - рассказывает начальник отдела контроля и подготовки поисково-спасательных сил и средств подполковник Юрий Сметана. - Ключевым понятием, о котором надо помнить вообще каждому, является «правило ТРЕХ»: человек может жить без воздуха 3 минуты, без тепла - 3 часа, без воды - 3 дня, без пищи - 3 недели.
Офицер добавляет, что в мирное время члены экипажа, который аварийно покинул самолет, должны собраться у места падения воздушного судна, а во время боевых действий место сбора определяет командир. Не стоит забывать и о том, что каждым парашютом можно согреться, замотаться, сделать укрытие, оборудовать палатку, а по выживанию в целом - все же стоит научиться ориентироваться на местности и знать порядок выхода на связь, полезными будут и знания по тактической медицине .
В квалификации специалистов поисково-спасательной и парашютно-десантной службы можно не сомневаться. Наши спасатели тесно сотрудничают с коллегами из ВВС Нацгвардии штата Калифорния и Вооруженных сил Великобритании (в пределах тренировочной миссии Orbital), где на очень высоком уровне поставлена ??подготовка по экстремальному выживанию. Подполковник Юрий Сметана отмечает, что, несмотря на лучшее снаряжение американских и датских специалистов, наши спасатели не отстают в подготовке и качестве выполнения поставленных задач.
- Мы планируем наладить сотрудничество с международными партнерами, создать центр выживания, который был потерян после временной оккупации Крыма, усовершенствовать программы подготовки авиационных спасателей и летного состава и постепенно переходить со старых стандартов и программ на новые, приближенные к стандартам НАТО, - добавляет офицер.