25.02.21 

ImageГражданская война в Ливии оказала разрушительное воздействие на сектор гражданской авиации страны, и два гигантских грузовых самолета Ан-124 не избежали своей доли страданий.

Авиационная отрасль Ливии практически остановилась во время революции 2011 года, и даже после прекращения боевых действий ливийским авиакомпаниям потребовалось от нескольких месяцев до года, чтобы возобновить свою деятельность, в то время как некоторые из них больше никогда не летали. Те, кто поступил таким образом, вновь заявили о своей уверенности в завтрашнем дне, но отсутствие безопасности и политические беспорядки после гражданской войны в конечном итоге положили конец любому оптимизму, и вскоре ливийская авиационная отрасль боролась за само выживание.

Поскольку гражданская война, опустошающая Ливию, продолжалась без каких-либо перспектив относительной стабильности в будущем, угроза гибели нависла над Ан-124. В то время как единственный самолет, который все еще остался в Ливии, «уворачивался» от артиллерийского огня, другой Ан-124 столкнулся с возможностью продажи Украиной с аукциона в 2017 году, если ливийское правительство не выплатит 1,2 миллиона долларов долга Антонову за хранение и текущее обслуживание самолетов с 2009 года на заводе Антонов в Киеве.

Затем в неожиданном заявлении «Антонова» в 2019 году было сообщено, что проведены переговоры с международно признанным правительством Ливии о возвращении одного из Ан-124 в состояние летной годности. Согласно соглашению, самолет должен был быть модернизирован и продлен срок его службы. Однако с тех пор мало что было слышно, и неизвестно, была ли когда-либо достигнута сделка. Тем не менее, сообщение подтвердило, что Ливия по-прежнему намерена эксплуатировать Ан-124.

Хотя кажется, что ливийское правительство успешно обеспечило судьбу Ан-124, хранящегося в Украине, тем самым не допустив продажи его с аукциона, битва на земле уже унесла еще одну жертву, поскольку коммерческая авиация Ливии медленно поглощается войной.

Работа в Ливии

Изначально Ливия приобрела два Ан-124 (5A-DKN «Sabrata» и 5A-DKL «Susa») для компании Libyan Arab Air Cargo в 2001 году и начала использовать этих гигантов для международных чартерных перевозок грузов, требующих крупногабаритных самолетов. В то время как ранее страна страдала от почти полной изоляции от внешнего мира в результате международных санкций за организацию (среди прочего) бомбардировки рейса 103 Pan Am над Локерби, теперь Ан-124 перевозили тяжелые грузы по всему миру. Ливия приступила к нормализации отношений со своими бывшими заклятыми врагами.

Когда разразилась революция 2011 года, «Sabrata» была захвачена повстанческими силами в Международном аэропорту Триполи, а «Susa» находилась на объектах Антонова на ремонте. «Susa», построенный в 1992 году, ранее находился во флоте авиакомпании «Авиалинии Украины» (1992–1999) до того, как в декабре 2001 года был приобретен компанией Libyan Air Cargo. «Sabrata», построенный в 1994 году, работал в России у компании Trans-Charter Airlines (1996–1999), которая эксплуатировала самолет от имени Titan Cargo, и «Волга-Днепр» (1999–2001) до доставки в Ливию в марте 2001 года.

Image

Image

На протяжении своей краткой активной деятельности Ливия сдавала в аренду свои два Ан-124 через принадлежащую Ливии компанию, базирующуюся во Франции, под названием FLATAM (Franco-Lybienne D'Affretement Et De Transport Arien Et Maritime - франко-ливийский воздушный фрахт для воздушных и морских перевозок). FLATAM принадлежал бизнесмену Джалалу Дира, бывшему пилоту Mirage ВВС Ливии, военному атташе во Франции и бизнесмену, который позже стал лоббистом закупок французской авиастроительной группы Dassault, которая безуспешно пыталась продать свои истребители Rafale Ливии вплоть до падения режима Каддафи.

Image 

Деятельность продолжалось до февраля 2011 года, когда ливийская революция и последующая гражданская война нанесли тяжелый урон коммерческой авиации страны. Хотя оба самолета не были уничтожены в 2011 году, отсутствие инициативы и финансовых средств для возобновления операций Libyan Air Cargo привело к тому, что Ан-124 «Sabrata» простаивал в аэропорту Триполи, а Ан-124 «Susa» так и не забрали у «Антонова», где он хранился с 2009 года.

По мере того как нормальная деятельность ливийских авиакомпаний была прекращена, а уничтожение коммерческих самолетов стало обычным явлением в результате продолжающейся войны по всей стране, будущее Ан-124 на службе у Ливии стало выглядеть все более мрачным. Однако это не помешало персоналу Libyan Air Cargo заменить зеленый флаг Джамахирии новым ливийским флагом.

Смерть великана

Ан-124 «Sabrata», который находился на одной и той же стоянке с начала 2014 года, чудом пережил атаки на свою базу после того, как противоборствующие стороны, сражавшиеся за контроль над аэропортом, нанесли удары по близлежащим объектам и уничтожили несколько самолетов, расположенных поблизости от Ан-124 летом 2014 года.

Среди поврежденных самолетов было не менее четырех грузовых самолетов Ил-76, расположенных на прилегающей стоянке всего в 300 метрах. Хотя Ан-124 отделался лишь незначительными повреждениями осколками, в результате тяжелых столкновений пассажирский терминал был полностью разрушен, в результате чего аэропорт был закрыт и несколько оставшихся рейсов были перенаправлены в аэропорт Митига, расположенный в самом Триполи.

Image 

Но после того, как ему удалось избегать уничтожения в течение восьми лет, удача 5A-DKN «Sabrata» закончилась 22 июня 2019 года, когда он был поражен осколками и уничтожен в последующем пожаре.

Image

Image 

Тлеющие останки самолета стали печальным концом карьеры, которая была прервана началом Ливийской революции в 2011 году и связанными с этими трудностями при возобновлении эксплуатации огромного самолета.

Image

Image 

Когда Ан-124 был уничтожен, второй ливийский Ан-124 все еще находится на хранении на объектах ГП «Антонов» в Киеве, в 2018 и 2019 годах планы вернуть самолет в Ливию были остановлены. Интересно, что переговоры в 2018 и 2019 годах проводились с ливийской компанией Blue Bird Aviation, а не с Libyan Air Cargo, что может указывать на то, что деятельность старейшей грузовой авиакомпании Ливии полностью прекращена.

При отсутствии очевидного прорыва для ливийского Ан-124 в Киеве и продолжающегося накопления сборов за хранение и техническое обслуживание, 5A-DKL может оказаться привлекательным самолетом как для собственной грузовой авиакомпании Антонова, так и для других операторов Ан-124, если Ливия согласится отказаться от владения воздушным судном посредством добровольной продажи или принудительного решения суда.

Image 

Надежда остается

Если ливийское правительство решит считать оставшийся Ан-124 активом, который оно намеревается сохранить и использовать, несомненно, возникнет вопрос финансов и реальной потребности в грузовом самолете такого размера, как Ан-124. Но на фоне все более стабильной ситуации с безопасностью в Триполи и прилегающих к нему районах ливийское правительство теперь может хотя бы попытаться возобновить работу уцелевшего Ан-124 и снова использовать его для международных грузовых рейсов.

Кроме того, Ливия могла бы стать партнером одной из немногих стран, которые в настоящее время готовы ее поддержать: Турции, которая уже поддерживает очень теплые отношения с Украиной и недавно обсудила потенциальное сотрудничество по нескольким проектам Антонова. Участие Турции может означать прорыв не только в окончательном решении судьбы Ан-124, но и в фактическом обеспечении стимулов и средств для возвращения самолета в строй. Хотя остается маловероятным, что санкции, введенные против Ливии, будут отменены в обозримом будущем, в краткосрочной перспективе она может возить товары и оборудование между двумя странами, у которых отношения более теплые, чем когда-либо прежде. Надежда еще остается для этих загадочных гигантов, несчастных жертв войны, которая пережила все претензии на здравомыслие.

С момента предыдущей информации прошло уже полтора года, но самолет все находится на стоянке в Святошино...

Image

Джерело По материалам oryx   Автор: Стейн Митцер и Йуст Олиманс